Любовь – красивое слово.
О Любви слагают стихи и песни.
За Любовь дерутся и умирают.
Всё, что есть вокруг нас
Связано с Любовью.
Сколько надежд связано с ней,
Сколько ожиданий и веры.
Тема: Всё в жизни есть любовь.
Цель: Формировать понимание философского понятия «любовь». Развивать словотворческие способности детей, обогащать их словарный запас. Воспитывать стремление постичь истинность человеческих ценностей.
Ход урока.
- Организационный момент
- Ребята, посмотрите фрагмент из кинофильма и скажите, какое главное слово может быть произнесено по сюжету этого отрывка, слово, на котором построена вся наша жизнь.
Фрагмент из фильма «17 мгновений весны»
Ответы детей.
- А чтобы ещё больше подчеркнуть значимость этого слова, прошу разгадать следующее высказывание. Как вы думаете, какое слово пропущено?
На мониторе высвечивается фраза: … создаёт, а ненависть разрушает. (любовь)
А вот теперь станьте около своих парт, закройте глаза и подумайте о тех, кому мы должны и хотим подарить нашу Любовь. И пусть волны Любви, посылаемые вами в Беспредельность, заставят гореть сердца ясным, чистым пламенем, делая всё вокруг ещё более прекрасным и замечательным.
На мониторе высвечивается сияющее слово «Любовь».
На доске жёлтый круг с написанными на нём словами.
-Любовь – красивое слово.
О Любви слагают стихи и песни.
За Любовь дерутся и умирают.
Всё, что есть вокруг нас
Связано с Любовью.
Сколько надежд связано с ней,
Сколько ожиданий и веры.
- -Давайте разберёмся с вами как вы понимаете это слово – «любовь», что оно значит для вас.
Дети отвечают.
- - Какою может быть любовь?
Дети отвечают, учитель записывает на доске (прекрасная, материнская, тёплая, чистая, божественная, отцовская, пламенная, возвышенная, сердечная, сильная и т.д.)
- Спасибо за такие чудесные слова, но теперь давайте посмотрим, что говорит об этом толковый словарь.
4. Дети ищут определение в словаре, зачитывают его.
На мониторе высвечиваются определения:
*Любовь – это чувство самоотверженной, сердечной привязанности (если на доске этих определений нет, обращаю внимание детей на слова и вписываю их).
*Любовь – склонность к чему-то.
Обращаю внимание на многозначность слова.
- А как это слово будет звучать на украинском языке?
Кохати.
-Давайте придумаємо речення з цим словом, щоб в одному випадку воно стосувалося відносин між людьми, а в іншому – тяга до чогось.
(Принцеса покохала благородного лицаря.
Я люблю дивитися на зоряне небо).
- Зверніть увагу, що слова «кохати» і «любити» використовуються в українській мові стосовно подій.
- А если это слово разбить на части и вспомнить, что славянская азбука имела названия каждой буквы. Что получится?
ЛЮ БО ВЬ на мониторе
Люди буки веди
- Как вы понимаете?
Дети говорят.
-Когда человек (люди) знает (ведает) Бога, чтит предков своих и сам стремится проявить себя Богом в деяниях своих, - вот тогда можно сказать, что он – любит.
5. Физкультминутка. Много песен сложено об этом чувстве. (Дети поют).
Так красиво всё вокруг.
Я счастливый – рядом друг.
Вместе к солнцу мы идём,
Вместе с другом мы поём.
По тропинкам прыг да прыг,
По лесочку шмыг да шмыг.
Как прекрасна вся Земля,
Где живём и ты, и я.
Я люблю, я люблю
этот лес и поле,
Я люблю, я люблю
солнышко и море.
Мама с папой рядышком
будут пусть всегда,
И с любовью радостно
мчатся пусть года.
6. А теперь мой сюрприз. Это притча «Лучшее лекарство». Но я прошу Машеньку помочь прочитать её. (Ребёнок читает, а на мониторе - иллюстрации к прочитанному). Прошу повторить ещё раз последние слова притчи.
-А кто для вас является лучшим лекарством?
- А как вы думаете, почему рядом с мамой ребёнок выздоравливает быстрее?
- К кому и к чему мы можем испытывать любовь? (Учитель в соответствии с ответами детей крепит к кругу на доске лепестки с надписями «мама», «папа», «школа», «город», «Родина», «природа», «планета»).
- А вот как пишет о любви двенадцатилетний мальчик, москвич Джонатан.
Звучит отрывок рассказа «Любовь на асфальте».
- Теперь, пожалуйста, повторите ещё раз что можно любить. (Физкультминутка).
Люди, любите
небо и звёзды,
Ведь всё, что прекрасно,
любить так просто.
Люди, любите
травы и воды –
Реки и море,
просто природу.
Любите идти по дороге
дружно –
Ведь это планете Земля
так нужно!
7. Готовясь к уроку, я так много думала о нём, думала о таком необыкновенно прекрасном чувстве, о вас и мысли мои проникли в другие миры и я получила удивительные послания (на мониторе и на столах, работа в парах). Помогите мне расшифровать и прочесть их.
Любовь – вот снадобье от наших бед.
Сердце поёт, когда оно любит.
8. Итог урока. Спасибо вам за хорошую работу, за вдумчивые ответы. Но главное, ведь любовь всегда предполагает два и больше объектов. Так какими же должны быть мы, чтобы нас любили? Нарисуйте, пожалуйста любовь, какою вы видите её.
9.Дом. задание: Найти высказывания, стихи о любви, составить небольшой рассказ.
Брусенцова Елена Михайловна,
старший учитель, учитель нач. кл., СШ№91,
сотрудник Днепропетровского областного центра Гуманной Педагогики.