Світлана Сироїжко «Уроки еталонної моральності» (за романом О.Лиханова «Мій генерал»)

    brus

    Любовь – красивое слово.

    О Любви слагают стихи и песни.

    За Любовь дерутся и умирают.

    Всё, что есть вокруг нас

    Связано с Любовью.

    Сколько надежд связано с ней,

    Сколько ожиданий и веры.

     

     

     

    Тема: Всё в жизни есть любовь.

    Цель: Формировать понимание философского понятия «любовь». Развивать словотворческие способности детей, обогащать их словарный запас. Воспитывать стремление постичь истинность человеческих ценностей.

    Ход урока.

    1. Организационный момент

    - Ребята, посмотрите фрагмент из кинофильма и скажите, какое главное слово может быть произнесено по сюжету этого отрывка, слово, на котором построена вся наша жизнь.

    Фрагмент из фильма «17 мгновений весны»

    Ответы детей.

    - А чтобы ещё больше подчеркнуть значимость этого слова, прошу разгадать следующее высказывание. Как вы думаете, какое слово пропущено?

    На мониторе высвечивается фраза:   … создаёт, а ненависть разрушает. (любовь)

    А вот теперь станьте около своих парт, закройте глаза и подумайте о тех, кому мы должны и хотим подарить нашу Любовь. И пусть волны Любви, посылаемые вами в Беспредельность, заставят гореть сердца ясным, чистым пламенем, делая всё вокруг ещё более прекрасным и замечательным.

    На мониторе высвечивается сияющее слово «Любовь».

    На доске жёлтый круг с написанными на нём словами.

    -Любовь – красивое слово.

    О Любви слагают стихи и песни.

    За Любовь дерутся и умирают.

    Всё, что есть вокруг нас

    Связано с Любовью.

    Сколько надежд связано с ней,

    Сколько ожиданий и веры.

     

    1. -Давайте разберёмся с вами как вы понимаете это слово – «любовь», что оно значит для вас.

    Дети отвечают.

    1. - Какою может быть любовь?

    Дети отвечают, учитель записывает на доске (прекрасная, материнская, тёплая, чистая, божественная, отцовская, пламенная, возвышенная, сердечная, сильная и т.д.)

    - Спасибо за такие чудесные слова, но теперь давайте посмотрим, что говорит об этом толковый словарь.

    4.                 Дети ищут определение в словаре, зачитывают его.

    На мониторе высвечиваются определения:

    *Любовь – это чувство самоотверженной, сердечной привязанности (если на доске этих определений нет, обращаю внимание детей на слова и вписываю их).

    *Любовь – склонность к чему-то.

    Обращаю внимание на многозначность слова.

    - А как это слово будет звучать на украинском языке?

    Кохати.

    -Давайте придумаємо речення з цим словом, щоб в одному випадку воно стосувалося відносин між людьми, а в іншому – тяга до чогось.

    (Принцеса покохала благородного лицаря.

    Я люблю дивитися на зоряне небо).

    -         Зверніть увагу, що слова «кохати» і «любити» використовуються в українській мові стосовно подій.

    -         А если это слово разбить на части и вспомнить, что славянская азбука имела названия каждой буквы. Что получится?

    ЛЮ                           БО                                       ВЬ                             на мониторе

    Люди                       буки                                    веди

    - Как вы понимаете?

    Дети говорят.

    -Когда человек (люди) знает (ведает) Бога, чтит предков своих и сам стремится проявить себя Богом в деяниях своих, - вот тогда можно сказать, что он – любит.

    5. Физкультминутка. Много песен сложено об этом чувстве. (Дети поют).

    Так красиво всё вокруг.

    Я счастливый – рядом друг.

    Вместе к солнцу мы идём,

    Вместе с другом мы поём.

    По тропинкам прыг да прыг,

    По лесочку шмыг да шмыг.

    Как прекрасна вся Земля,

    Где живём и ты, и я.

    Я люблю, я люблю

    этот лес и поле,

    Я люблю, я люблю

    солнышко и море.

    Мама с папой рядышком

    будут пусть всегда,

    И с любовью радостно

    мчатся пусть года.

     

    6. А теперь мой сюрприз. Это притча «Лучшее лекарство». Но я прошу Машеньку помочь прочитать её. (Ребёнок читает, а на мониторе - иллюстрации к прочитанному). Прошу повторить ещё раз последние слова притчи.

    -А кто для вас является лучшим лекарством?

    - А как вы думаете, почему рядом с мамой ребёнок выздоравливает быстрее?

    - К кому и к чему мы можем испытывать любовь? (Учитель в соответствии с ответами детей крепит к кругу на доске лепестки с надписями «мама», «папа», «школа», «город», «Родина», «природа», «планета»).

    - А вот как пишет о любви двенадцатилетний мальчик, москвич Джонатан.

    Звучит отрывок рассказа «Любовь на асфальте».

    - Теперь, пожалуйста, повторите ещё раз что можно любить. (Физкультминутка).

    Люди, любите

    небо и звёзды,

    Ведь всё, что прекрасно,

    любить так просто.

    Люди, любите

    травы и воды –

    Реки и море,

    просто природу.

    Любите идти по дороге

    дружно –

    Ведь это планете Земля

    так нужно!

     

    7. Готовясь к уроку, я так много думала о нём, думала о таком необыкновенно прекрасном чувстве, о вас и мысли мои проникли в другие миры и я получила удивительные послания (на мониторе и на столах, работа в парах). Помогите мне расшифровать и прочесть их.

    Любовь – вот снадобье от наших бед.

    Сердце поёт, когда оно любит.

    8. Итог урока. Спасибо вам за хорошую работу, за вдумчивые ответы. Но главное, ведь любовь всегда предполагает два и больше объектов. Так какими же должны быть мы, чтобы нас любили? Нарисуйте, пожалуйста любовь, какою вы видите её.

    9.Дом. задание: Найти высказывания, стихи о любви, составить небольшой рассказ.

     

    Брусенцова Елена Михайловна,

    старший учитель, учитель нач. кл., СШ№91,

    сотрудник Днепропетровского областного центра Гуманной Педагогики.

     

    Please publish modules in offcanvas position.