(рекомендации по проведению урока на основе гуманной педагогики*)
Шості Всеукраїнські Читання з гуманної педагогіки
(12-13 листопада 2011р.)
Бак В.Ф., учитель биологии УВК № 11 г.Артёмовска Донецкой обл., учитель-методист, «Отличник образования Украины», вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики
Любой урок строится по определённым законам. Он представляет собой модель жизни, отрезок пространства, в котором проживаются многие события в сжатом виде для того, чтобы из всего многообразия мира постичь лишь малую его часть. Школьные уроки – это различные вариации на главные темы жизни: «Что такое мир вокруг меня и кто такой я в этом мире», и всегда он несет отпечаток мыслей, чувств учителя и его мировоззрения. Духовный мир учителя может наполнить урок многомерной красочной жизнью или превратить его в плоский и тоскливый отрезок времени.
Урок, построенный на основе гуманно-личностного подхода, имеет ряд особенностей, отличающих его от обычного урока. Эти особенности связаны с мировоззрением учителя, с его духовным гуманизмом.
Прежде всего, необходимо понять, что гуманный урок – это не единовременная акция, а результат серьёзной и глубокой работы учителя над самовоспитанием чувств, мыслей и поступков. Работа над уроком должна проходить задолго до его начала и проявляться во многих обычных уроках в виде постоянной совместной работы учителя и учеников над личностными человеческими качествами. Поэтому главным условием проведения гуманного урока является выращивание духовной общности между учителем и учениками в ходе каждодневной учебной деятельности.
В ходе гуманного урока в детях взращиваются человеческие качества: чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость, сочувствие, чистота. Они или есть или их нет. Эти человеческие качества не подлежат статистической обработке, тестированию, технологизации и потому их нельзя сделать объектом анализа, рейтинговой оценки или соревнований.
Человеческие качества учеников не могут быть развиты сами собой, как естественное следствие процесса обучения. Чаще всего они вырабатываются в ходе побуждения со стороны взрослых. Вот как писал В.А.Сухомлинский о педагогическом приёме побуждения: «В основе побуждения почти всегда лежит непосредственное обращение к чувству собственного достоинства, к здоровому самолюбию школьника. Но это обращение не должно превращаться в захваливание, – надо очень тонко, незаметно пробудить у воспитанника желание утвердить своё достоинство» (Сухомлинский В.А. Слово Учителя о нравственном воспитании. – Переиздание. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002, стр.194).
Иногда в систему воспитания отдельных школ входят дневники добрых дел, рейтинг добрых дел класса и другая подобная система оценивания нравственных качеств детей. Готовя урок Доброты, нам особо нужно обратить внимание на то, что «ни в коем случае не должны быть предметом похвалы проявления элементарной моральной культуры; большую ошибку допускают отдельные воспитатели, представляя как доблесть готовность прийти на помощь человеку и т. п. Хвалить надо лишь в том случае, если ученик поднялся над требованиями азбуки моральной культуры» В.А.Сухомлинский (там же, стр. 194).
На уроке следует усиливать воспитательные и нравственные аспекты взамен обучающим приёмам, а к ученику необходимо проявлять личностный, а не предметный, с точки зрения знаний, умений, навыков, интерес. Поэтому детский коллектив, с которым работает учитель, должен интересовать учителя не только с позиции успешности или неуспешности усвоения учебного материала. Для учителя важно увидеть в учениках достойных для общения личностей. Об этом В.А. Сухомлинский писал так: «Если всё время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринуждённым, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они – воспитанники, а учитель – их воспитатель. Это общение должно пронизывать деятельность, не связанную с обучением, усвоением материала, оценками, успеваемостью и т.п. Здесь, в этом общении, все чувствуют себя равными, здесь каждый является, прежде всего, не учеником, а человеком. В таком общении каждый предстаёт перед вами, не таким, каким делает его оценка, а таким, каков он есть, когда раскрываются все его человеческие способности и задатки. Само это общение и является неисчерпаемым источником той радости, которая навсегда оставляет отпечаток в эмоциональной памяти учителя, благодаря которой дни и часы общения с детьми вспоминаются как счастливейшее время жизни» (Сухомлинский В.А. Слово Учителя о нравственном воспитании. – Переиздание. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002, стр.24). Такое общение становится основой создания духовной общности. «Лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником, – пишет Ш.А.Амонашвили, – В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо посредничества, как бы сами собой» (Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры – Рига: Паркс рекламай, 2006, стр. 77).
Учитель, который готовит урок, должен помнить, что есть главный метод воспитания – это образ жизни самого воспитателя, учителя: его благородство, милосердие, культура, его возвышенное слово, его стремление совершенствоваться, утончать свои чувства и отношение к ребёнку, ко всем окружающим. «Каждое слово, каждый поступок педагога должны отражать его личность, его нравственность, человечность, доброту, правдивость… С учителя начинается, по сути, познание ребёнком мира человека; легко понять, что значит при этом пример учителя. Большое духовное богатство надо иметь воспитателю, чтобы постоянное самовыражение его личности действовало на ученика как стимул к самоусовершенствованию. Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанников пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов». (Сухомлинский В.А. Слово Учителя о нравственном воспитании. – Переиздание. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002, стр. 199).
Особое внимание нужно обратить на то, чтобы строить урок на основе устремления ребёнка на развитие, взросление и свободу. Вся система уроков с точки зрения гуманной педагогики должна удовлетворять стремление ученика к свободе, взрослению и развитию, только тогда и будут созданы условия для того, чтобы ученикам можно было жить на уроках (думать, рассуждать, творить), а не просто слушать и усваивать материал.
Педагогическое мастерство учителя заключается именно в том, чтобы проживать и эмоционально переживать содержание урока вместе с детьми. Если этого не будет, то не возникнет важнейшего этапа урока – обращения взгляда ученика на свой собственный духовный мир. Если удаётся обострить взгляд ребёнка внутрь себя, то это создаёт основную мотивационную ситуацию на уроке и настраивает детей прилагать усилия, чтобы они собственным напряжением приобретали знания. В этом случае ученик пытается не просто усвоить содержание урока, а с его помощью ответить на самые важные для себя вопросы: «Каков мир вокруг него? Каково его место в этом мире? Как ему жить в нём?».
Гуманный урок – это совместное коллективное действие, направленное на самосовершенствование и учителя, и ученика. В нём учитель не выступает как некий идеальный образ, которому всё известно. Он сам рассуждает, мыслит, сопереживает, сорадуется, ищет ответы на сложные вопросы и тем самым побуждает к подобным действиям учеников. Взамен единоличного оценивания учителя, которое преобладает на обычных уроках, нужно сделать ведущими оценочные действия учеников (самоконтроль, самооценка, самопроверка).
Для урока существуют определённые законы, которые проявляются в нём:
Закон Красоты и изящного исполнение урока. Закон Вдохновения: самому вдохновляться от детей и вдохновлять их. Закон Любви. Закон Творящего терпения.
Хороший урок не заканчивается после звонка. Он может продолжаться в мыслях и поступках ученика даже в его взрослой жизни и ещё, он помогает учителю создавать новые уроки, хорошие уроки. Какие же условия нужно соблюдать учителю, чтобы у него получился такой урок? В книге Ш.А. Амонашвили «Учитель, вдохнови меня на творчество!» находим ответ на этот вопрос:
«Во-первых, надо верить в Живые Небеса, верить, что есть Высшие Миры, есть Царство Небесное, есть Бог…
Во-вторых, надо, чтобы наше сознание было направлено только к прекрасному и к созиданию прекрасного; только на общее благо; только на творение добра. …
В-третьих, нужно воспламениться возвышенными чувствами – любовью, добротой, терпением, преданностью, отзывчивостью…
В-четвёртых, нам надо мыслить себя не только земными жителями, но и вселенскими. Надо верить, что в нас есть своё предназначение, своя миссия» (Амонашвили Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество! – Хмельницкий, 2011. Стр.15-16).
Удачи Вам, дорогие коллеги, в творении Ваших удивительных, неповторимых и так необходимых нашему образовательному пространству уроков, способных вдохновлять на творчество.
______________________
* В рекомендациях использованы предложения Ш.А.Амонашвили и В.Г.Ниорадзе по организации и проведению урока на основе гуманной педагогики.