Украинский (UKR)Русский (RUS)

Итоги Киевских Студий гуманной педагогики 19 сентября 2015 г.

Новости

19 сентября 2015 года в Киевском доме учителя при поддержке Департамента образования и науки, молодежи и спорта Киевской горгосадминистрации, Департамента образования и науки Киевской облгосадминистрации состоялись Киевские Студии гуманной педагогики, в них приняли участие учителя г.Киева и Киевской области, которые стремятся привнести в свое ежедневное сотрудничество с учениками идеи Манифеста Гуманной Педагогики, Кодекса чести и служения учителя, идеи Света и Любви.

Тема встречи: «Получить хороше воспитание можно не только в собственной семье или школе, но и … у самого себя» (Д.С. Лихачев)

Лейтмотив: «Человек является тем, чем он становится, когда остается наедине с собой. Настоящее человеческое существо выражается в нем тогда, когда его поступками руководит не кто-то, а его собственная совесть»  (В.А. Сухомлинский)

Форма проведения: семинар – практикум

Модератор – Зинаида Хоменко

Как часто случается, что мы обвиняем в своих неудачах других… родители обвиняют школу, учителей, что те не так воспитывают их детей. Учителя в ответ имеют претензии к родителям, что те не занимаются воспитанием собственных детей… А есть ли выход из этого замкнутого круга?

Выход есть!.. И не один!!! Воспитывают и родители, и учителя… и сам человек может, на самом деле, научиться воспитывать себя. Воспитание будет конструктивным при условии, что в человеке будет работать СО-ВЕСТЬ. Зерна Совести заложены в сердце каждой человеческой личности, но прорастают ли они?

Участники студий прислушивались к себе, присматривались к своему внутреннему миру, определяли на каком уровне развития они находятся как человеческая личность, слагали свой словесный портрет и рисовали рисунок своей Души. Потому что именно в Душу, в наше Сердце приходит та весть, которая показывает нам самих себя. Как часто бывает, что мы слышим голос в середине нас самих, который как – будто предостерегает нас от неправильного поступка. Но мы оправдываем себя, что все так делают, или большинство… Потом этот внутренний голос чистоты приходит к нам после совершения чего – то неприличного, а мы снова пытаемся его заглушить, замаскироваться, отгородиться. Становимся глухими к самим себе, к своему Сердцу, к своей Душе. Обесцененный, загнанный, заброшенный всякой всячиной голос совести пробивается к нам болью Души, но мы и им пренебрегаем. А тем временем начинает нарастать напряжение в середине нас, которое снаружи проявляется раздражительностью, а иногда агрессией, начинаем искать виноватых в мире внешнем. Забываем, что утерянная совесть – это утерянная связь с чем-то высоким и чистым, духовно богатым, красивым. И если такой связи с прекрасным нет, то усиливается связь с чем-то темным, мерзким, эгоистичным, что нагло поселяется в наших душах и уродует нашу человеческую сущность. Каждый имел возможность вспомнить случаи из своей жизни, когда приходилось выбирать ту или иную линию поведения, выбирать между добром и злом. Разум говорил: «Он не прав и заслуживает наказание, выговор и пр.», а сердце просило искать путь к сердцу человека, который не прав, хотело помочь ему осмыслить ошибочность поступка, то есть, как говорит христианская мудрость – «возлюби ближнего, как самого себя», или восточная мудрость – «люблю неправых в жизни излечить любовью». Каждое мгновение своей жизни мы делаем некий выбор и критерием этого выбора есть наша Совесть. Совесть – это весть, которая идет сверху к нам. Совесть – это голос Всевышнего, Бога, Творца, Абсолюта или Высшего Разума (как кому ближе по мировоззрению), который находится в сердце, которым определяется наш уровень Человечности.

Участники студий были полноправными участниками встречи, свободно высказывали свои мысли, делились собственным опытом, задавали вопросы и имели возможность услышать ответы коллег. Студии прошли в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения.

 

Итоги Четвертых Киевских Чтений на тему «Воспитываться в моральном климате памяти»

Чтения по гуманной педагогике

 

26 августа 2015 в г. Киеве в Доме учителя состоялись Четвертые Киевские Чтения по гуманной педагогике по теме «Воспитываться в моральном климате памяти».

 

 

Моральный климат памяти - это создание Учителем, Воспитателем, Родителями такого пространства, в котором живут возвышенные и прекрасные Образы, способные пробудить в душах наших учеников лучшие человеческие черты и направить их к самовоспитанию.

 

 

Чтения открыл Станислав Крук, президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики (ВАГП), кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, Лауреат премии им. Богдана Хмельницкого, Рыцарь Гуманной Педагогики. В своем докладе «Моральный климат памяти: исторический и метаисторический контекст» С.Л. Крук акцентировал внимание на вектор развития общества, на учителя как творца сознания будущих поколений. Пробудить в ребенке внутренний прекрасный образ помогает философия известных педагогов: Квинтилиана («Душа ребенка небесного происхождения»), Коменского (воспитание ребенка должно осуществляться исключительно естественным путем), Ушинского (воспитание должно быть на духовной основе). Духовность - интегрированное понятие, категория прекрасного осознается через понятия красоты, гармонии, соразмерности между сердцем и интеллектом. Интеллект расширяет сознание и должен обязательно утончаться через чувства сердца. Только гармоничное сочетание этих начал может быть залогом истинного воспитания личности, раскрытия индивидуальности.

 

Ведущий Чтений – Игорь Ерметов, врач, психолог, член Координационного совета МЦГП, вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики (ВАГП), председатель Киевского городского центра ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики. Игорь рассказал о мощном потенциале волонтерского движения на примере Хмельницкого объединения «В будущее через культуру» и волонтеров нашей Ассоциации. Волонтеры занимаются реставрацией культурных памятников украинского народа (крепость Меджибож; усадьба в с.Самчики Хмельницкой обл.), участвовали в строительстве Музея гуманной педагогики в Бушети (Грузия). Волонтерская деятельность - мощное средство объединения молодежи, сохранения культурной памяти нации, проявления высоких качеств человеческого духа.

Видеообращение академика Шалвы Александровича Амонашвили помогло участникам чтений задуматься над вопросом «Как наша память помогает нам стать лучше?». Память - это библиотека воспоминаний или живая жизнь? Гуманная педагогика опирается на понятие духовного гуманизма. Если жизнь - это определенный отрезок бесконечного пути, данный человеку для самосовершенствования, то учителю на этом пути надо растить в себе учителя от Бога. Воспитание - особая система взаимодействия взрослого и ребенка, впитывания лучших образов. Эти образы - живые существа. Если учитель поселит в душе ребенка лучшие образы, то эти образы через нас будут творить, совершенствовать жизнь.

Своим опытом внедрения идей гуманной педагогики со слушателями Чтений поделилась Людмила Остапенко, директор Юльевского УВК (Запорожская область).

 

 

С приветственным словом обратилась к участникам Валентина Матяшук, председатель Львовского областного центра Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, кандидат исторических наук, доцент кафедры развития личности Львовского областного института последипломного педагогического образования.

Незабываемое впечатление оставила Творческая мастерская Зинаиды Хоменко, кандидата психологических наук, члена Правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, заместителя Председателя Киевского городского центра ВАГП, научного консультанта экспериментальной школы гуманной педагогики, научного консультанта и психолога Финансового лицея г. Киева.

 

Лейтмотивом творческой мастерской «Самосовершенствование в свете нравственного климата памяти» стали слова известного ученого, академика Д.С.Лихачова: «Получить хорошее воспитание можно не только в собственной семье или в школе, а и ... у самого себя» и выражение из Манифеста гуманной педагогики: «Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля, в которое привлекаем детей или отдельного Ребенка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и культуры: характера, обычаев, чувств, мыслей, знаний, стремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле - это отражение нашей сущности. Отсюда - фундаментальнейшая проблема гуманной педагогики - самосовершенствование».

В природе человека заложен механизм самопознания и самовозростания. Есть ярко выраженные возрастные периоды, в которых человек чувствует сильную потребность расти. Это и кризис 3-х лет, который называют «Я сам!», и желание первоклассников учиться, и критичность мышления десятилетних, и подростковый возраст, и наше желание начать новую жизнь с понедельника или с Нового года ...

Модератор З.Хоменко предложила практический подход к раскрытию в себе тех образов, которые на самом деле ведут нас по жизни. Каждый образ, который живет в нашей памяти есть, по сути, неким живым творением, которое определяет нашу философию жизни. И от того, чем будет наполнена наша память - «светлыми образами» или «обидой» зависит качество нашей жизни, ощущение себя счастливыми или неудачниками, больными физически и морально. Изменение философии жизни не простая задача, но ее реально можно достичь, став на путь благодарности, пройдя через раскаяние и прощение. Участники Творческой мастерской поделились собственными наработками по улучшению своего характера. Мы живем в информационном мире. Информации вокруг нас очень много. И чтобы информация превратилась в знание, ее нужно воплощать в практику, в практику воспитания себя, самосовершенствования и мир вокруг нас будет становиться все чище, дружелюбнее, зерна Любви будут цвести в наших сердцах.

Мастер-классы Ольги Банит, кандидата педагогических наук, младшего научного сотрудника Института педагогического образования и образования взрослых АПН Украины - всегда яркое незабываемое событие. На этот раз мы раскрыли роль эмоций в жизни человека, место эмоциональной памяти в жизни каждого из нас, ее влияние на самооценку личности. Лейтмотивом мастер-класса «Эмоциональная память как механизм формирования самооценки личности» Ольга выбрала английскую пословицу: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

 

 

Учителю необходима способность научиться жить прекрасными образами и генерировать эти образы вокруг себя.

Смысл такой жизни заключается в утверждении духовного гуманизма в конкретных жизненных обстоятельствах здесь и сейчас, а не в ожидании, когда сложатся для этого благоприятные условия.

Пытаться ничего не делать бездумно, осознавать свои действия и анализировать их, после допущенной ошибки прилагать усилия для того, чтобы не повторять ее, проявлять требовательность к себе, как к создателю гуманного образовательного пространства, жить и творить с чувством ответственности перед Богом и всем человечеством.

 

 

Наверное, это и будет жизнью в моральном климате памяти.

Моральный климат памяти - это не только прекрасное прошлое, которое было, но и прекрасное будущее, которое будет.

Моральный климат памяти - это источник энергии, необходимый человечеству для эволюционного развития.

Он является пространством существования морального идеала, а стремление к нему дает ту энергию, которая помогает нам пережить трудности, сохраняя человеческое достоинство, и подготовить условия для жизни будущих поколений.

 

 

Відгуки учасників Четвертих Київських Читань з гуманної педагогіки «Виховуватися в моральному кліматі пам`яті», які відбулися 26 серпня 2015р. у Київському будинку вчителя

Чтения по гуманной педагогике

«Дякуємо за цікаві читання. Дякуємо, що надихаєте вчителя до самовдосконалення, надихаєте випромінювати світло і нести його до маленьких Душ, що прийшли в цей світ»

« …слухаючи виступи, краще розумієш свою відповідальність у вихованні довірених мені дітей. Такі читання дають можливість зазирнути в свою Душу, відкрити кращі свої можливості, відчути гордість за ту роботу, яку ти виконуєш у своєму житті»

«Тема читань духовна, глибока. Це пробудження моїх першоджерел душі. Це справжня тема, жива. Мені було дуже комфортно, ніби опинився у колі близьких людей, однодумців, родичів. Для мене це дуже важлива подія – участь у читаннях. Дуже хочу, щоб було продовження»

«Пропрацювала свої образи і звільнилася від них… Жити в моральному кліматі пам`яті – щосекунди пам’ятати, що ти – Людина!»

«Читання дали мені філософію життя, натхнення, духовні сили перед початком навчального року. Дякую!»

« Читання викликали інтерес до гуманної педагогіки. Хотілося, щоб гуманну педагогіку застосовували не лише в школах, а і в університетах»

« На читаннях я отримала нові знання, підтримку. Я повірила в те, що зможу втілити отримані знання в своєму житті і в роботі»

«На читаннях я отримав натхнення, знання і думки. Хай вам щастить. Бог вас почує і віддячить» (Геннадій Мільковський).

 

 

Бак В.Ф. "Основні вимоги до уроку з точки зору духовного гуманізму"

Уроки

 

Введение

Анализ различных источников показал, что урок, построенный на основе духовного гуманизма (гуманный урок), имеет ряд существенных особенностей, отражающих целостный педагогический процесс. «Гарантом целостного педагогического процесса является жизнь ребёнка. Урок следует осмыслить не как основную форму организации процесса обучения, а как аккумулятор жизни ребёнка в целом, жизни детей в целом, создавая тем самым второй уровень жизни детям, более интересной, многогранной и богатой, чем их спонтанная жизнь» [1, с.249-250].

При целостном подходе обучение и воспитание не разделяются. Этот процесс един и всё содержание учебного материала направлено и на обучение, и на воспитание одновременно, отвечая актуальному состоянию ученика. Поэтому учитель не игнорирует состояние ученика, а входит в его позицию и делает так, чтобы движение ребёнка с его многосторонним содержанием в какой-то степени совпало с намерениями учителя. В этом раскрывается суть воспитания ученика жизнью и с помощью самой жизни.

Ребёнок приходит в школу не только для усвоения нового материала, он приходит со своим жизненным опытом, который необходимо учитывать: «Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого школьника в отдельности» [2, с. 230]. На уроках необходимо создавать ученикам условия для того, чтобы они жили (А. Н. Леонтьев), а не готовились к жизни.

Исходя из фундаментального для педагогики положения Л. С. Выготского, о том, что «обучение должно опережать развитие и вести его за собой» [3, с.124], материал урока должен подаваться с учётом не только актуального уровня развития учащихся, но и с учётом их ближайшего развития. Противоречие, которое в данном случае возникает, решается через сотрудничество ребёнка и взрослого, ученика и учителя. Поэтому правильно организованное сотрудничество на уроке между учителем и учеником – основа успешности обучения и образования. «В школе ребёнок обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, а тому, что он делать ещё не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством» [1, с. 133].

При подготовке гуманного урока, важным является умение учителя сотрудничать с учеником. Не подавлять, не оставлять его наедине с самим собой в решении учебных задач, а сотрудничать.

Подробнее...