Украинский (UKR)Русский (RUS)

Відгуки учасників Четвертих Київських Читань з гуманної педагогіки «Виховуватися в моральному кліматі пам`яті», які відбулися 26 серпня 2015р. у Київському будинку вчителя

Чтения по гуманной педагогике

«Дякуємо за цікаві читання. Дякуємо, що надихаєте вчителя до самовдосконалення, надихаєте випромінювати світло і нести його до маленьких Душ, що прийшли в цей світ»

« …слухаючи виступи, краще розумієш свою відповідальність у вихованні довірених мені дітей. Такі читання дають можливість зазирнути в свою Душу, відкрити кращі свої можливості, відчути гордість за ту роботу, яку ти виконуєш у своєму житті»

«Тема читань духовна, глибока. Це пробудження моїх першоджерел душі. Це справжня тема, жива. Мені було дуже комфортно, ніби опинився у колі близьких людей, однодумців, родичів. Для мене це дуже важлива подія – участь у читаннях. Дуже хочу, щоб було продовження»

«Пропрацювала свої образи і звільнилася від них… Жити в моральному кліматі пам`яті – щосекунди пам’ятати, що ти – Людина!»

«Читання дали мені філософію життя, натхнення, духовні сили перед початком навчального року. Дякую!»

« Читання викликали інтерес до гуманної педагогіки. Хотілося, щоб гуманну педагогіку застосовували не лише в школах, а і в університетах»

« На читаннях я отримала нові знання, підтримку. Я повірила в те, що зможу втілити отримані знання в своєму житті і в роботі»

«На читаннях я отримав натхнення, знання і думки. Хай вам щастить. Бог вас почує і віддячить» (Геннадій Мільковський).

 

 

Бак В.Ф. "Основні вимоги до уроку з точки зору духовного гуманізму"

Уроки

 

Введение

Анализ различных источников показал, что урок, построенный на основе духовного гуманизма (гуманный урок), имеет ряд существенных особенностей, отражающих целостный педагогический процесс. «Гарантом целостного педагогического процесса является жизнь ребёнка. Урок следует осмыслить не как основную форму организации процесса обучения, а как аккумулятор жизни ребёнка в целом, жизни детей в целом, создавая тем самым второй уровень жизни детям, более интересной, многогранной и богатой, чем их спонтанная жизнь» [1, с.249-250].

При целостном подходе обучение и воспитание не разделяются. Этот процесс един и всё содержание учебного материала направлено и на обучение, и на воспитание одновременно, отвечая актуальному состоянию ученика. Поэтому учитель не игнорирует состояние ученика, а входит в его позицию и делает так, чтобы движение ребёнка с его многосторонним содержанием в какой-то степени совпало с намерениями учителя. В этом раскрывается суть воспитания ученика жизнью и с помощью самой жизни.

Ребёнок приходит в школу не только для усвоения нового материала, он приходит со своим жизненным опытом, который необходимо учитывать: «Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого школьника в отдельности» [2, с. 230]. На уроках необходимо создавать ученикам условия для того, чтобы они жили (А. Н. Леонтьев), а не готовились к жизни.

Исходя из фундаментального для педагогики положения Л. С. Выготского, о том, что «обучение должно опережать развитие и вести его за собой» [3, с.124], материал урока должен подаваться с учётом не только актуального уровня развития учащихся, но и с учётом их ближайшего развития. Противоречие, которое в данном случае возникает, решается через сотрудничество ребёнка и взрослого, ученика и учителя. Поэтому правильно организованное сотрудничество на уроке между учителем и учеником – основа успешности обучения и образования. «В школе ребёнок обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, а тому, что он делать ещё не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством» [1, с. 133].

При подготовке гуманного урока, важным является умение учителя сотрудничать с учеником. Не подавлять, не оставлять его наедине с самим собой в решении учебных задач, а сотрудничать.

Подробнее...

 

Итоги Третьей встречи в Бушети

Новости

14 -18 июля 2015 года состоялась Третья встреча деятелей Международного движения Гуманной педагогики в Бушети, Телавский район, Грузия

Общественное движение Гуманной педагогики существует более 15 лет. В течение этого времени лидеры движения дважды встречались в Бушети для принятия решений, определяющих основные направления работы.

Первая встреча состоялась в июле 2011 г. Тогда был принят основной программный документ движения «Манифест Гуманной педагогики».

Вторая встреча прошла в июле 2013 г. Её итогом стал «Кодекс Чести и Служения Учителя».

Третья встреча 14 - 18 июля 2015 года подвела итог деятельности движения, утвердила сложившиеся формы работы и наметила новые направления развития на основе духовного гуманизма. В ней приняли участие представители общественного движения Гуманной педагогики Грузии, России, Казахстана, Азербайджана, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Финляндии.

Участники встречи поделились практикой реализации Манифеста Гуманной педагогики, обсудили опыт международных традиций проведения Уроков Доброты, предложили заложить новые традиции, связанные с утверждением чистоты слова, мысли, поступков, проведения Фестиваля идей гуманной педагогики.

На встрече был принят проект информационного письма XV Международных Педагогических Чтений по теме «Воспитываться в моральном климате памяти», которые пройдут 25 - 27 марта 2016г. в Тбилисском государственном университете имени И. Джавахишвили.

В ходе встречи обсуждены вопросы совершенствования управленческой системы Международного Центра Гуманной Педагогики, которые развивают демократические принципы управления общественных организаций, работы сайта Международного Центра, издания информационного выпуска «Три ключа», создания музея Гуманной педагогики.

Всех собравшихся приветствовал представитель Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви академик теософии Георгий. Он говорил о необходимости соединения знания и веры для познания нашего мира, что предотвратит опасность омрачения и приведет к утверждению Света.

Почетный президент Международного центра гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили в своем обращении к участникам встречи сказал о необходимости постоянного совершенствования и развития человеческого духа, что невозможно без расширения сознания, основанного на принятии Высшего Начала и вере. «Все темы наших Чтений, - отметил он, - взяты из Высших Источников, потому они позволяют нам выходить за рамки обычного мышления и постигать духовную основу жизни». Шалва Александрович предложил ряд тем, которые, возможно, станут темами будущих Чтений:

· Полюбите будущее, крылья вырастут;

· Цветы мыслей прекрасней всех земных цветов;

· Учитель должен знать, что воля есть самая драгоценная победа;

· Радость есть особая мудрость;

· Воспитывать поколения героев;

· Общение – сердце образования;

· В благих делах преуспевайте;

· Семья есть лоно человеческой культуры.

Участникам встречи было предложено выдвигать возможные темы для обсуждения на Чтениях.

Встречи, проходящие в Бушети, всегда богаты творчеством его участников. В этот раз состоялись: вечер поэзии Марианны Озолини (Рига), спектакль «Мадам Маргарита» в постановке Евгения Мышкина (Калининград) и творческий вечер Пааты Амонашвили (Грузия), посвященный обсуждению литературной серии «Живая классика педагогики».

Все присутствующие побывали в г. Сигнаги – туристическом центре Грузии и в монастыре Бодбе, в котором хранятся мощи святой равноапостольной Нины, благодаря трудам которой в 337 году христианство стало государственной религией Грузии.

Участники встречи отметили особую атмосферу взаимодействия и поддержки, которая царила в Бушети, и дала возможность появиться многим интересным идеям и планам, которые обязательно осуществлятся.

Важным итогом стало утверждение основного принципа проведения подобных встреч – отсутствие политических противостояний и утверждение объединяющих идей духовного гуманизма.

 

От Сердца к Сердцу или первые шаги школы гуманной педагогики в Киеве

Новости

 

16 мая 2015года в Киевском доме учителя при содействии Департамента образования и науки, молодежи и спорта Киевской городской районной администрации, Департамента образования и науки Киевской облгосадминистрации состоялись Киевские Студии гуманной педагогики, в которых приняли участие учителя г.Киева и Киевской области, которые стремятся вносить в свое ежедневное сотрудничество с учениками идеи Манифеста Гуманной Педагогики, Кодекса чести и служения учителя, идеи Света и Любви.

 

 

Тема встречи:

От Сердца к Сердцу или первые шаги школы гуманной педагогики в Киеве

«Учитель осознает исключительное значение своїй субъективной воли в создании образовательного процесса, поэтому постоянно занят совершенст-вованием своего характера, взглядов, педагогического мастерства, духовно-нравственного мира, ищет и творит в себе педагога от Света для детей Света»

Кодекс чести и служения учителя

Форма проведения: семинар-практикум

Модератор: Зинаида Ивановна Хоменко, кандидат психологических наук, член Правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики, заместитель председателя Киевского городского центра ВАГП, научный консультант экспериментальной школы гуманной педагогики.

В работе Студий приняли участие учителя Печерской гимназии № 75:

 

Подвойская Людмила Николаевна, учитель начальных классов, специалист,

Полищук Любовь Андреевна, учитель начальных классов, специалист 2 катег.,

Кушнирук Галина Ивановна, учитель мировой литературы, учитель-методист.

Расстояние от сердца к сердцу - это кратчайшее расстояние, возможно несколько шагов ... Но эти шаги должны быть настолько полны Безусловной Любви к тому человеку, к которому ты идешь. И тогда Сердце раскрывается ... «Без Сердца, что поймешь?».

Только пройдя путь, измеренный во времени, а не в километрах, начинаешь понимать как тем путем идти.

Один год работы по становлению школы гуманной педагогики был не простым и для меня и для коллектива школы. Понять и принять, что работа по созданию школы гуманной педагогики, прежде всего, заключается в расширении своего мировоззрения, в работе над улучшением своих черт характера, в пробуждении доброжелательности своего сердца, дело не из простых. Те учителя, которые осознали и реализовали потребность самопознания и самовозрастания, получили и первые положительные результаты. Сильнейшим мотивом для человека на пути самосовершенствования является внутреннее желание стать лучшим, более доброжелательным и добромислящим. Тогда все внутренние резервы раскрываются, тогда творчество находит свое проявление.

Учителя гимназии учились «передавать оценку из собственных рук в руки учеников». Готовили разнообразные задачи и вместе с детьми искали различные варианты, как те задачи можно оценивать. Дети учились самостоятельно выполнять задачи и самостоятельно аргументировать каждую оценку, поставленную собственноручно. Оказывается, это очень интересное и ответственное дело.

Учителя гимназии поделились своим собственным опытом первых шагов гуманной педагогики в их деятельности. Участники Студий задавали много разных вопросов, состоялся активный обмен мнениями и впечатлениями, а пожелание было только одно - «Удачи!».

Встреча закончилась торжественным вручением Сертификатов и чаепитием.

Зинаида Хоменко