Українська (UKR)

Е.Н. Черноземова - Дети как творчество Вселенной

Kiev_4

Глаза ребенка так блестят,

как будто в будущем гостят.

Евгений Евтушенко

В современном научном знании существует спор об эволюции человека и человечества. Есть ученые, которые утверждают, что человек достиг апогея в своем развитии и ничего в нем не меняется. Как много столетий назад у него задействовано только 4% клеток головного мозга, не стали острее зрение и слух, не увеличивается объем памяти. С улучшением здравоохранения разве что увеличивается средняя продолжительность жизни.

Но есть и другие ученые, которые, проводя исследования на изолированном от цивилизации острове, находят микро изменения в физиологии человека. Некоторые из изменений происходят на наших глазах и видны невооруженным глазом. Их замечают бабушки и воспитатели со стажем. Если в учебниках возрастной физиологии отмечается, что у детей в первые недели жизни существует «перевернутое» зрение, их глазки плавают, ребенок не может фиксировать взгляд на предмете, то сейчас все чаще приходят в мир дети, способные с первых дней жизни следить за перемещающимся предметом. Дедушки и бабушки, забирающие их из роддомов, отмечают их внимательный и вполне осмысленный взгляд, в котором читается вопрос: «Ты кто?» или «Куда я попал?» Врачи-дантисты регистрируют все большее появление детей с маленькой нижней челюстью, на которой не хватает места всем зубам. Приходится удалять хотя бы один зуб и остальные стягивать скобкой. Существует гипотеза объясняющая этот факт тем, что человек все меньше становится хищником, меньше есть мяса и такое количество зубов ему ненужно.

Объяснения причин этих изменений очень разнятся по уровню охвата проблемы и широте взгляда на причины и последствия происходящих на наших глазах процессов. В ряде случаев происходящее объясняется переменами в образе жизни, развитии техники, рационе питания.

Между тем в объяснениях специалистов-физиологов наметились некоторые парадоксы, которые они вроде бы не замечают. Из года в год у детей отмечается понижение мышечного тонуса, что объясняют малоподвижным образом жизни в городской среде. Но как же быть при этом с отмечаемой гиперактивностью, которую стремятся объяснить лишь изменениями в питании? Что происходит с детьми со сниженным тонусом мышц, которые ведут себя, как неугомонные непоседы?

Этот парадокс не единственный.

 

Самые интересные изменений происходят в области сознания. Здесь способность предугадывать вопрос в самом начале его формулировки сочетается с внешней рассеянностью и невнимательностью.

Воспитатели отмечают появление детей-миротворцев, способных не отвечать агрессией на агрессию, быть уступчивыми, способными сглаживать конфликты и делать это отнюдь не вербальным путем, но создавая атмосферу дружелюбия и покоя. Вопреки предположениям носителей традиционного сознания такие дети не являются не умеющими постоять за себя козлами отпущения. Их любят и уважают в детских коллективах. Такое качество, безусловно, эволюционно.

Появляются дети – носители альтруистического сознания. С ранних лет они способны видеть беды других людей, сострадать им и искать пути преодоления создавшихся обстоятельств. На эволюционность этого качества указывали П.А. Кропоткин и В.П. Эфраимсон.

Существуют научные исследования, доказывающие, что на смену системно-логическому мышлению, на развитие которого поставлено все наше алгоритмически построенное обучение, пришло мышление системно-смысловое. На смену традиционному наиболее частотному детскому вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?» С этим приходится считаться. Учителю приходится усиливать мотивационные аспекты обучения.

Как объяснить происходящее?

Объяснить его с точки зрения традиционного академического знания вряд ли представится возможность, а если объяснение будет дано, то окажется мало что проясняющим, скорее, оно просто определит место проблемы в ряду других академических проблем.

Наиболее целостно и многогранно проблема получает освещение с точки зрения воплощения в ней космических законов, которые отражают соединение и принципы взаимодействия мира физического с миром тонким. Эти законы объективно действуют во Вселенной, они открываются искусством, переоткрываются учеными, подтверждающими их истинность и четко формулируются в учении Живой Этики, предлагающей человеку взглянуть на себя как на сущность космическую, как на гражданина Вселенной и, осознав суть своей природы – плотно- и тонкоматериальной, стать не только объектом, на который нисходят космические энергии, трансформируя и улучшая его, но и деятельным субъектом эволюции, способным менять себя и мир.

До того как будут осмыслены и освоены объяснения, учителю необходимо происходящие изменения замечать и учитывать, уметь не раздражаться быстротой реакций по-новому целостно осознающими мир детей, уметь создать атмосферу дружелюбия в классном коллективе, объясняя ученикам, что быстро соображающий – не «выскочка», а умеющий думать молниеносно. Думающий медленнее – те «тупой», а основательный, он имеет право на свой темп жизни, это его особенность.

Мы живем во время, когда необходима мудрость, интуиция, чутье и высочайшая культура, тонкость различения духовного поиска и лишенного перспектив самокопания. Значимыми становятся такие неакадемические понятия как порядочность, честность, высокая духовность.

Школьные учителя, пытаясь разобраться в происходящем в современном мире, все чаще задают вопрос о том, чем душа отличается от духа. Не имея теологического образования, я отвечаю простым и понятным примером: почему, отказываясь от вожделенной прогулки теплым солнечным днем, мы идем и занимаемся тем, что нужно, а когда нужное сделано, чувствуем глубокое удовлетворение, ведь мы отказали себе в том, чего нам так хотелось. Делать то, к чему призывает дух, а не то, что твоей душе угодно, нравственно и правильно.

Чтобы объяснить происходящие при этом процессы в человеке, нужно уяснить природу человека, природу слова, понимание того, что есть мысль... Академик, научный руководитель Института мозга Российской Академии Наук Наталья Петровна Бехтерева утверждала, что если не признать Высшего начала, то невозможно объяснить, как работает сознание.

Выход из создавшегося тупика бездуховной системы знания намечает глава движения гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, предлагающий, ничего не доказывая академическому знанию, принять за аксиому: ребенок – существо духовное, как духовен и берущий его на воспитание учитель. Энергосистема «школьный учитель – ученик» представляет сбой сегодня сложный конгломерат взаимодействий, который мы постараемся рассмотреть, обращаясь к детскому творчеству.

Признание двойственной природы ребенка выводит исследователей на новые рубежи и приводит к интересным, хотя, может быть, и странно звучащим, с точки зрения академической науки, выводам. Интересен взгляд на проблему, связанную с современным миром детства, многие годы занимающегося исследованием пограничных состояний сознания и феномена «новых» детей немецкого врача Зигфрида Войтинаса, высказанный в книге «Кто они, Дети Индиго?»[1] В работе содержатся ссылки на ряд исследований и на результаты работы научных лабораторий. Войтинас, прежде всего, указывает на функцию, смысл прихода новых детей в земной мир: обладая высокими творчески способностями, они будто бы стремятся напомнить взрослым об истинных ценностях, показать своим примером, что возможности, которые кажутся особенными, на самом деле есть у каждого. Они приходят, чтобы напомнить о качествах и возможностях, которые цивилизация так упорно истребляет в человеке.

Наблюдая за детьми, вслушиваясь в то, что они пытаются сказать взрослым, не всегда оставаясь услышанными, можно заметить, что приходят в мир они как сгармонизированные существа, созданные по законам строения мироздания и несущие в себе внутреннее знание о законах космоса.

Многие выдающиеся педагоги отмечали светоносную природу детства, живущую по законам жизни сердца, познающую мир через чувства и любовь: «Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью». (Василий Александрович Сухомлинский)

Л. Выготский, выявляя законы развития ребенка, отметил реализацию главного закона эволюции – непрерывность развития[2], осуществляющегося в преодолении трудностей. Самой детской природе свойственно стремление к развитию. Если ребенок не встречает трудностей, необходимых для развития преодолений, он ищет их специально, подчас сталкиваясь с полнейшим непониманием взрослых, искусственно ограждающих его от встречающихся препятствий и тем тормозящих его развитие.[3]

Всматриваясь в то, как и на какой основе возникают неформальные детские коллективы, можно найти подтверждение закона дифференциации.

 

Ребенок, реализуя в своем становлении законы взросления, свободы и развития, сформулированные в трудах классиков педагогики, осуществляет диалектику отношений учителя и ученика. Проявляя желание взрослеть и учиться, он испытывает острую необходимость в учителе, мудром наставнике, умеющем идти вслед за потребностями ребенка в развитии так, чтобы у ведомого не возникало ощущения посягательства на его свободу.

Ребенок не приобретает навыков без примера старших, реализуя закон иерархии. Для развития ему необходим ведущий. К сожалению, оказывающийся рядом взрослый не всегда соответствует требованию и закон «высшее ведет за собой низшее» нарушается. Подчас ребенок оказывается более зрелым и духовно развитым, чем родители и окружающие взрослые. Если в этом случае к нему не прислушиваются, закон оказывается нарушенным, отношения складываются корявые, ребенок испытывает разочарование в мире взрослых, его внутренняя природа не находит подтверждения своим интуитивным знаниям во взаимоотношениях со старшими. В таком случае ребенок часто проявляет неподчинение.

Особенность российской культуры состоит в том, что в ней по-прежнему существует колоссальное доверие детей к взрослым, что, к сожалению, порой оборачивается трагедией.

В опоре на жизнь сердца ребенок хорошо чувствует и принимает закон жертвенности, проявляющийся в сострадании ко всему живому.

Именно реализация законов жизни сердца помогает ребенку интуитивно чувствовать истинное и ложное и воплощать в жизнь закон противодействия проявленного непроявленному.

Сегодня все заметнее: новизна подходов детей к восприятию действительности состоит в том, что на них не действуют навязываемые стереотипы массовой культуры, которые призваны защитить интересы общества потребления. Они не становятся жертвами рекламы. Это свойство помогает им уберечься от меркантильно настроенных взрослых, готовых делать деньги на демонстрации необычных качеств, связанных с их тонкой интуицией и повышенной чувствительностью. В искусстве они отдают предпочтение высокой классике, игнорируя попсу и формалистические выверты, лишенные глубины и духовности. Они изначально имеют высокие установки, обостренное чувство справедливости, врожденную развитую нравственность. Подчеркнем, что эти новые качества свойственны далеко не всем детям, но именно тем, кого можно выделить в группу носителей нового сознания.

Сегодня как никогда актуализируется принцип «будьте как дети». И смысл его постигнет только чистый сердцем. В нем нет призыва к инфантилизму сознания. Напротив, в нем утверждение о том, что ребенок приходит из сфер высших и помнит о царстве Света, из которого пришел. Подчас он мудрее взрослого, который некогда пришел таким же чистым и с высокими помыслами, но «оземлившись», забыл о высоком и о второй составляющей своей природы. Повторим: ребенок приходит для того, чтобы напомнить взрослым о справедливости и высоком предназначении и, нуждаясь в руке ведущей, отчаянно ищет ее и, не находя, порою сам становится ведущим.

 

Человек, как звезда рождается

Средь неясной тревожной млечности.

В бесконечности начинается…

И кончается в бесконечности…

Поколениями созидается

Век за веком Земля нетленная,

Человек как звезда рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная!

Дмитрий Голубев

 

Взрослые принимаются активно «социализировать» ребенка. Только мудрые умеют вслушиваться в то, что говорят дети и понимают, что «устами младенца глаголет истина». «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». (Василий Александрович Сухомлинский).

В истории человечества были разные этапы отношения с детством. Утвердилась вполне логичная версия того, что дети учатся у старших, обладающих большим опытом. В 70-е годы ХХ века родилась стратегия педагогики сотрудничества. Научное знание и техника так стремительно изменялись, а дети проявляли такую быстроту реакции на происходящие изменения, что педагоги сочли разумным постигать многое совместно. Такая логика была по душе детям: им не навязывали знания, а вели к открытиям. Сегодня все чаще звучит призыв идти за ребенком. Как объяснить и прописать критерии такого подхода, научить, где грань между вспышкой агрессии болезненного качества и резким душевным движением, которое спровоцировано неутоленной жаждой новой информации. Такая грань нитевидно тонка. Ее можно нащупать только шестым чувством. Значит, новая форма общения поколений должна стать также – новой. То есть – интуитивной. Из сердцевины. Об этом говорит Ш.А. Амонашвили, когда вновь и вновь произносит: «Без сердца что поймем?»

Взрослым необходима собственная духовная состоятельность, особая чуткость по отношению к детям Нового сознания. Терпимость и терпение. Конечно, это нужно всем детям – всем, без исключений. Но этим – в особенности, иначе обратной связи не будет. Они нас не услышат, просто не будут слушать. А в ответ на попытку авторитарного воздействия мы получим либо резкий протест, либо снисходительное молчание.

Научить этому и расписать по пунктам, которых надо придерживаться и которым нужно следовать не представляется возможным. Но думать и находить эти тонкие грани можно.

Признать логику и мудрость концепции детствоцентризма можно, если признать, что сама природа детства глубоко пропитана законами, по которым строится мироздания, по которым живет Вселенная.

Понимание того, что дети могут быть мудрее взрослых, пришло не сегодня. В поэзии 60-х годов ХХ века мысль повторялась неоднократно. Стихотворение Маргариты Алигер «Отцы и дети» начинается строками:

 

Среди твоих новаций и затей,

куда как прихотливое столетье,

пожалуй, не родители детей –

родителей воспитывают дети.

 

И у А. Дольского читаем:

 

Хочу в них раздуть я хотя бы свечу,

Не худшая все-таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А это они меня учат.[4]

 

Сегодня мудрые взрослые начали прислушиваться к тому, что говорят дети, хотя принцип прислушиваться к тому, что они говорят, существовал довольно давно. Такой всплеск был в начале Х1Х века, когда было сделано поэтическое открытие детства английскими романтиками, когда У. Вордсворт писал о том, что душа приходит в мир не в полной наготе из мира, где наш общий дом, а уже со знанием о мире Света.[5] Сегодня становится все очевиднее – в мир приходят мудрецы с изначальным знанием того, как нужно жить, с мудрым сердцем, с умением всепрощения, с умением встречать и останавливать агрессию, с умением делиться. Мир пытается воспитать из него потребителя, а он утверждает – что нужно делиться.

Поражает глубина постижения законов мироздания и умения жить совсем юных созданий. Одна 19-летняя девушка дала свои дневниковые записи для изучения и публикации. Там все, как афоризмы, но одна запись особенно поразила и запомнилась: «Никогда не разговаривайте мысленно с людьми. Говорите с Богом. Он в курсе». Это оказалось очень действенным средством. Когда я начинаю вдруг кому-то мысленно возражать, то останавливаю себя и мысль посылаю чуть выше. Не на человека, а в Космос – пусть ситуация решится. И ситуация, как правило, разрешается, нет необходимости ничего человеку проговаривать. Действует странный, с точки зрения сегодняшнего знания, механизм. Но объяснить его возможно, если рассмотреть с точки зрения сформулированнных космических законов.



[1] Войтинас З. Кто они, Дети Индиго? / Пер. с нем. Калуга: «Духовное познание», 2003, – 176 с. (Siegfried Woitinas «Wer sind die Indigo-Kinder?»)

[2] Беспредельность. 5.068: Космическое действие беспрерывности царствует во всем. Можно говорить о сменах процессов, но принцип беспрерывности готовит эволюцию. Беспрерывность космических процессов подобна пламени, отражающемуся на всей деятельности проявленной жизни. Явленное жизненное напряжение несет с собою нить беспрерывности (...).Космический огонь непрерывен и непрекращаем. Нужно понять, что Беспредельность накопляется из проявлений жизненных процессов. Причина и следствие, мысль и действие – предопределения кармические жизненного принципа.

[3] Принцип напряжения и разобщения является одним сочетанием космического основания. Там же.

 

[4] Дольский А. Три сына.

[5] Вордсворт У. Прелюд. Поэма до сих пор не переводилась на русский язык. Сейчас готовится к публикации ее перевод, и подробный анализ содержит монография Халтрин-Халтуриной Е. В. `Поэтика ``озарений`` в литературе английского романтизма; статья Халтрин-Халтуриной Е.В. Ключ к поэме У. Вордсворта “Прелюдия, или Становление сознания поэта”// Известия РАН. Серия Литературы и языка, 2007, том 66, № 2. С. 54–62; диссертация канд. филол. наук Халтрин-Халтуриной Е.В. "Нескладные фигуры" и возвышенные человеческие образы "Прелюдии" Вильяма Вордсворта в свете персоналистической философии свободы Н. А. Бердяева, Батон Руж, США, 2002.