Українська (UKR)

ХІ Міжнародні Читання з гуманної педагогіки "Учителю, надихни мене на творчість" в Москві

 

Завершились ХI Международные Педагогические Чтения в Москве «Учитель,  вдохнови меня на творчество!», которые проходили 9 - 11 января 2012 года в  Московском городском педагогическом университете. Заложена еще одна ступень  восхождения к учительскому мастерству, и радует то, что с каждым годом пополняются  ряды учителей, применяющих гуманно-личностный поход в работе с детьми, готовых  щедро поделиться приобретенным опытом.

Организаторами Чтений выступили: Международный Центр Гуманной Педагогики, ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Международный Центр Рерихов, Общероссийская общественная организация «Центр гуманной педагогики», Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики», Латвийская Ассоциация гуманной педагогики, Ассоциация гуманной педагогики Литвы, Ассоциация гуманно-личностной педагогики Эстонии, Международное движение «Родительская забота». Чтения проходили при поддержке Российской Академии образования, Международной лиги защиты культуры, Ассоциации творческих учителей России.

С приветствиями перед участниками Чтений выступили О.А.Радченко, проректор МГПУ; А.В.Постников, президент МОО «Международный Центр Рерихов», доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации; Д.Д.Зуев, лауреат Премии Президента РФ в области образования, профессор, член-корреспондент РАО, академик АПСН, главный редактор «Антологии гуманной педагогики»; Б.М.Неменский, Народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования, професcор.

 Выступая перед участниками Чтений с темой «Вдохновение и творчество – путь обновления образования» академик Ш.А.Амонашвили, президент Международного Центра Гуманной Педагогики, сказал, что «истина гуманной педагогики очень глубокая, воспитание – это категория Вселенская и в нашем постижении гуманной педагогики мы вступаем во второй цикл, который связан с принятием «Манифеста гуманной педагогики». Главным в «Манифесте» является понятие духовного гуманизма. Педагогика сотрудничества, принятая в 90-х годах прошлого столетия, не утвердилась в образовательном пространстве, потому что не было осмыслено понятие духовного гуманизма. Тема Одиннадцатых Чтений не является случайной. Это ступени роста для учителя, собирающего чашу Мудрости. Если «дух человека – это алмаз» (Л.Н.Толстой), то необходимо отгранить сознание до бриллианта, чтобы оно находило пути для вдохновения, источником которого являются Живые Небеса, истина в духе человека. Наша задача найти в себе вдохновение и вдохновлять ребёнка. Вдохновение – это счастье! Вдохновение никогда не приходит для дурных дел. Когда человек вдохновляется, то он поднимается над миром и начинает вдохновенно творить то, что заложено в искре вдохновения. Если человек мыслит возвышенно, то вдохновение нисходит на него. Без вдохновения всякое творчество – принуждение. Только вдохновлённый человек может считать себя свободным».

 2011 год памятен созданием "Манифеста гуманной педагогики", в основе которого заложено фундаментальное понятие «духовного гуманизма». Ш.А.Амонашвили отметил, что именно открытие смысла духовности через понятие гуманности поможет преодолеть материалистическое сознание, открывая новые горизонты в педагогике.  
С темой «Творческие импульсы Манифеста гуманной педагогики» (о принятии «Манифеста гуманной педагогики» 17 июля в Бушети -Грузия) выступила Т.Л. Надточий, руководитель Харьковского Областного Центра гуманной педагогики (Харьков, Украина).

М.В.Богуславский, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный редактор газеты «Педагогический вестник» сделал научный анализ Манифеста в докладе «Манифест гуманной педагогики: перспективы развития мира образования» (Москва, Россия).

Президент Международного центра Рерихов А.В.Постников вручил награды МЦР отдельным представителям общественного движения гуманной педагогики,в том числе и медаль «Святослав Николаевич Рерих» председателю Киевского городского центра гуманной педагогики И.О.Эрметову.

М.Б.Менский, профессор, доктор физико-математических наук раскрыл перед участниками чтений суть квантовой модели сознания в докладе «Материя и дух, или Квантовая концепция сознания» (Москва, Россия).

В.Г. Ниорадзе, доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН, одна из ведущих разработчиков концепции гуманно-личностной педагогики в сфере преподавания русского языка, профессор кафедры педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, автор курсов «Философия и история педагогики», «Культура учителя гуманного типа мышления», «Духовный аспект слова» в докладе «Вдохновение и творчество в педагогической деятельности учителя» глубоко проанализировала работу Бердяева «Самопознание» и отметила, что «для проявления вдохновения необходим труд души. Только на фоне чистоты чувств возникает сотворчество ученика и учителя» (Москва, Россия).

О.Н.Смолин, депутат Госдумы, зампред Комитета по образованию, доктор философских наук, член-корреспондент РАО, президент общества «Знание» России, председатель Общероссийского движения «Образование — для всех», президент Ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник» поделился своим видением положения в образовательной системе России и предложениями по ее совершенствованию (Россия).
В.Г.Акимова, член Координационного Совета Международного Центра Гуманной Педагогики, представила доклад «А.Е.Акимов: героический энтузиазм», посвящённый рано ушедшему удивительному учёному-физику А.Е.Акимову, академику Российской академии естественных наук, директору «Международного института теоретической и прикладной физики», участнику ряда встреч по гуманной педагогике, автору известного высказывания «Детям света нужны учителя света» (Москва, Россия).

В.Г.Никитин, председатель Международного общественного жюри «Сердце и лебедь» рассказал о пополнении сайта Международного Центра Гуманной Педагогики, о решении Международного общественного жюри «Сердце и лебедь» ввести Почетное звание «Учитель гуманной педагогики»,которое будет присваивать Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» по представлению Республиканских центров гуманной педагогики, президента Международного центра гуманной педагогики или координационного совета Международного центра гуманной педагогики,а также Почетное звание «Образовательное учреждение гуманной педагогики», которое присваивает Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» по представлению Республиканских центров гуманной педагогики.

В.Я.Меншиков, профессор Волгоградской государственной академии физической культуры, представил концепцию виртуального Музея гуманной педагогики (Россия).

Выступили также:
- С.Л.Крук, президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, директор центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, к.п.н., доцент (г.Хмельницкий, Украина);
- Ю.Д.Куклачев, народный артист России, автор концепции «Школа доброты» (г.Москва); видеозапись выступления;
- Д. М. Маллаев, Президент Всероссийского центра гуманной педагогики, ректор ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, (г.Махачкала, Республика Дагестан);
- А.А. Лебеденко, к.п.н., к.ф.н., заместитель руководителя ОНЦКМ Международного Центра Рерихов (г.Москва);
К.Ш.Мансурова, руководитель Международного общественного движения «Родительская забота» (г.Москва)
- В.И.Липенков, директор «Музея Солнца», г.Новосибирск, Академгородок, Россия.

В ходе Чтений состоялась работа семи лабораторий и были показаны семь мастер-классов, на которых учителя, преподаватели, воспитатели, руководители образования, учёные из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы обсуждали и делились опытом, как возможно в современном учебном процессе вдохновляться самим и вдохновлять своих учеников, как использовать для этого потенциал школьных предметов и личное самосовершенствование.

Порадовало, что украинская делегация была самой многочисленной (более 70 человек). Наши коллеги проводили творческие лаборатории (С.А.Сироижко, В.А.Кучеровский).

В рубрике "Персона в педагогике" состоялось знакомство участников Чтений с деятельностью:  
- В.Г.Александровой, доктора педагогических наук, профессора МГПУ, члена Координационного Совета Международного Центра Гуманной Педагогики (г.Москва) - «Мой путь к гуманной педагогике»;
- В.Ф.Бак, учителя высшей категории, автора учебного пособия «Биология языком сердца», вице-президента Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики (г.Артемовск, Украина) – «Солнечный ветер вдохновения» (видео )
- Е.Н.Черноземовой, доктора филологических наук, профессора, вице-президента Всероссийского центра гуманной педагогики» (г.Москва) – «Классная работа».

Яркими незабываемыми моментами на Чтениях стали духовные стихи Марианны Озолини, руководителя культурного центра в Соборе Святого Петра (г.Рига, Латвия); музыкальный концерт инструментального ансамбля «Лада» Подольского культурно-просветительского Центра им. Н.К.Рериха (художественный руководитель Тамара Пасечник, г.Хмельницкий, Украина); выступление ансамбля индийского классического танца «Натараджа» (художественный руководитель Элеонора Уханова, г.Ростов-на-Дону); выступление уникального театра пантомимы "Пиано" Нижегородской школы-интерната для глухих детей (директор, худрук и режиссер театра-студии В.Н. Чикишев).

На завершающей общей встрече Чтений Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» присвоило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и вручило золотой значок «Сердце и лебедь» представителям общественного движения гуманной педагогики. Среди них – И.О.Эрметов, руководитель Киевского городского центра гуманной педагогики и В.Н.Томас - Отличник образования Украины, учитель русского языка и литературы школы № 9 г. Красноармейска Донецкой области (Украина).

На этой встрече была принята тема Двенадцатых Педагогических Чтений, которые состоятся в 2013 году: «Манифест Гуманной Педагогики – восхождение в Будущее».

Педагогические Чтения собрали более чем 600 участников из России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Республики Хакасия, Чеченской республики, Республики Дагестан и др. Всех их объединяла одна цель – найти и осознать для себя пути преобразования педагогического пространства через вдохновлённое творчество.

В Галерее  мы разместили фотографии