Українська (UKR)

Н. В. Михайленко "Добро творящий творит Жизнь"

leb1111

Должны мы бороться за детские души,
должны,
должны
Но что, если под поучительской чушью
В нас 
нету души?
Учитель - он доктор,
А не поучитель,
и школа - 
роддом.
... Должны мы бороться за детские души
прививкой стыда,
чтоб не уродились
ни фюрер,
 ни дуче
из них никогда.
И, прежде чем лезть с поучительством грозным
и рваться в бои
за детские души,
 пора бы нам, взрослым,
очистить свои...

Е.Евтушенко

 

 

Тема: «Добро творящий творит Жизнь».

Цель: углублять знания студентов по истории отечественной педагогики, знакомя с жизненным путём педагога-новатора, создателя философской системы «гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни», основоположником гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили; развивать профессиональную компетентность; воспитывать стремление формировать у себя качества педагога-гуманиста.

Форма проведения: урок-размышление.

Оборудование: слайдовая презентация; высказывания Ш. А. Амонашвили.

 

План и ход урока-размышления:

 

1. Вступительное слово преподавателя.

Его имя ставят наряду с именами великих педагогов: Коменским, Макаренко, Сухомлинским. Его труды печатаются и изучаются не только в Грузии, но и в других странах мира.

Я говорю о Шалве Александровиче Амонашвили – Человеке, Учителе, Гражданине, Светлой личности в педагогике. 8 марта 1931 года он родился в г. Тбилиси. Именно потому сегодня, мои будущие коллеги, мы, как и многие, многие учителя Украины, дарим ему в честь его 80-летия наш подарок – урок-размышление: «Добро творящий творит жизнь».

Шалва Александрович Амонашвили - один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе - "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики -           К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Януша Корчака, А. С. Макаренко и у многих других, что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш. А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики - не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш. А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш. А. Амонашвили - доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он - почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран

Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш. А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д. Д. Зуевым издает 100-томную "Антологию гуманной педагогики".

Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

Я предлагаю Вам поразмыслить над несколькими вопросами гуманной педагогики и надеюсь, что они приоткроют Вам новые грани Вашей будущей профессии, ибо, считает Амонашвили, учитель – это художник жизни, а урок – свет, который он несёт детям, чтобы судьба каждого состоялась.

Ведущий 1. Шалва Александрович Амонашвили… Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе. Доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Шалва Александрович Амонашвили — автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. В настоящее время он возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком       Д. Д. Зуевым издает 100-томную «Антологию гуманной педагогики».

Шалва Александрович Амонашвили — лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); В 2008 году Шалва Александрович был награжден в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» Премией Правительства РФ в области образования — за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».

Ведущий 2. Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия) Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. С 1983-91 гг он возглавлял НИИ педагогики МП Грузинской ССР, с 1987 он - генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения МНО Грузии.

Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии — в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики, руководил которой Барнаб Иосифович Хачапуридзе.

В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили. Вот несколько слов Шалвы Александровича об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма... Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства... Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 60 — 70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием ««Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.

Ведущий 1. В начале педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Ш. А. Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с                         А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе - ВНИК «Школа». Перед содружеством ученых поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены. С 1993 года Ш. А. Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК. «Школа» Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева он становится одним из научных руководителей этой образовательной системы. Одновременно Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, он — глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили

Ведущий 2. Широка область его научных интересов:

  1. Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, идеи гуманной педагогики в истории человеческой мысли, оценочная основа педагогического процесса, жизнь ученика, личность учителя.
  2. Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить её». Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребенку».
  3. Основа основ в школе Амонашвили — «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? Первый принцип — это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребёнок становится счастливым, только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.

Посмотрите, об этом говорить список его работ.

-                               «Обучение. Оценка. Отметка», 1980.

-                               «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели»: Педагогическая трилогия, 1983-1986.

-                               «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», 1984.

-                               «Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах», 1970.

-                               «Созидая человека», 1982.

-                               «В школу с шести лет», 1986.

-                               «Размышления о гуманной педагогике», 1996.

-                               «Школа Жизни». Трактат о начальном образовании, 1996.

-                               «Гуманно-личностный подход к детям», 1998.

-                               «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», 2000.

-                               «Улыбка моя, где ты?».

-                               «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры».

-                               «Баллада о воспитании».

-                               «Исповедь отца сыну».

-                               «Спешите дети, будем учиться летать!».

-                               «Без сердца что поймем?».

-                               «Почему не прожить нам жизнь героями духа?».

-                               «Тайна Альбрехта Дюрера III - IVклассы».

-                               «Школа жизни».

-                               «Истина Школы».

-                               «Рука Ведущая».

Преподаватель. А сейчас слово предоставляется творческим группам, которые познакомят нас с результатами своих исследований.

Первая творческая группа исследовала проблему: «В чём главная особенность гуманной педагогики?».

 

Отчёт первой группы:

  1. Гуманная педагогика – явление педагогического пространства. Что же это за явление в педагогическом пространстве – гуманная педагогика? Обратимся за ответом к классику мировой педагогики – Константину Дмитриевичу Ушинскому. Он считал, что «весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа». Такое воспитание должно стать неотъемлемой составляющей предметного обучения. При этом сам процесс учебы должен быть интересным и наполненным сотворчеством учителей и детей. Он писал: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Эта способность должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения. Эта умственная сила сообщается ученику тем, что учитель указывает ему предмет, могущий возбудить деятельность тех или других его умственных способностей, и направляет эту деятельность, помогая ей, где необходимо, и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама». Именно таким видит образовательный процесс Ш. А. Амонашвили.
  2. Цели гуманной педагогики: Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:

-          погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…

-          направим его взор на свой внутренний, духовный мир…

-          пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;

-          разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;

-          возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность»

  1. Что характерно для гуманной педагогики?

Гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили является именно такой, так как:

-          педагоги, работающие по этой системе, имеют целостное видение ребенка, принимают каждого ребенка таким, какой он есть, верят в его безграничные возможности;

-          гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе ставит своей главной целью – воспитание благородного человека в процессе обучения;

-          гуманная педагогика утверждает, что каждый педагог является для своих учеников примером для подражания. Это понимание устремляет учителей к самосовершенствованию и к вырабатыванию в себе качеств, способствующих развитию творчества в обучающем процессе.

  1. Чем вызван такой интерес к гуманной педагогике Ш. А. Амонашвили, и что особенного несёт в себе эта система?

Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея. Обратимся опять к К.Д. Ушинскому и узнаем, на чем, по его мнению, должна базироваться идея народного образования. «Ясно, что основная идея народного образования есть, прежде всего, идея глубоко философская и идея психологическая

Научное направление «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» хотя и было апробировано еще в 60-70 годах прошлого столетия, но именно в настоящее время оно получило огромную популярность среди учителей, воспитателей, родителей, среди ученых и студентов педагогических вузов. И это не случайно. Жестокая техногенная цивилизация с ее откровенным цинизмом по отношению к человеку, разрушая культурные и нравственные вековые устои народов, не могла не вызвать ответной реакции. Учителя одни из первых поняли опасность, столкнувшись с ситуацией, при которой, дети, окруженные со всех сторон мраком бездуховности и агрессивности, стали трудно обучаемыми. Кроме того, когда на смену отечественной педагогике пришли западные образовательные «технологии», то воспитание оказалось вытесненным из предметного обучения. Для сложного процесса становления человеческой личности остались лишь немногие внеурочные воспитательные часы. И ребенок, с его сложнейшими психофизическими особенностями, с его неповторимыми качествами характера оказался, как бы приравнен к технологическому процессу на производстве. Нам говорят, что педагогические технологии выработали стандарты обучения, критерии оценивания знаний, что они учитывают все аспекты и все риски. Но ведь человек – не компьютер, не робот, не бездушный механизм, куда можно вложить определенное количество знаний, а потом – спрашивать результат! В отличие от машины, у ребенка есть душа и сердце. И, если в процессе обучения не происходит облагораживание человеческой души, то неизвестно, какое место займут полученные знания в душе человека, и как он впоследствии ими распорядится. Выдающийся ученый Дмитрий Менделеев считал, что знания без воспитания подобны «мечу в руках сумасшедшего».

Отчёт второй группы: «Учитель, кто ты есть?»

  1. 1) Кто мы есть?

Мы – будущие учителя начальных классов, мы готовимся идти к детям, нести им свет знаний, умений, навыков и воспитывать их Благородными людьми.

Обратимся к произведениям Шалвы Александровича, чтобы понять, кто мы есть, какими должны быть, к чему стремиться , почему мы выбираем гуманную педагогику.

В книге «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света» Шалва Александрович пишет: «Если кто среди нас скажет, что он маленький человек, тем самым он унизит всех нас, всех учителей. Нам надо, в конце концов, осознать, что учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведёт общество, черпает он не столько из внешних установок, а из весьма глубинных внутренних истоков. Оттуда идут импульсы, которые питают наше чувствование и убеждение, нашу совесть и преданность, нашу мудрость и веру».

А ещё он подчеркивает, что настоящий учитель, чем больше он работает в школе, тем больше он осознаёт, что учительство – это служение, это ответственность за души людей.

Поэтому, осознавая, что учитель выращивает, оберегает и воспитывает будущее человечества в лице своих учеников, и то, что будущее не состоится без настоящего учителя, способного вобрать в себя Свет человеческой культуры. Мы выбираем гуманную педагогику Ш. А. Амонашвили

  1. 2) Что такое «настоящий учитель»?

Ш. А. Амонашвили говорит: «Ответ, думаю, совершенно очевиден: гуманным, творческим, устремленным. Об этом говорили все классики педагогики – от Квинтилиана до Сухомлинского, Ушинского, Макаренко, которые считали, что, прежде всего, в ученике надо воспитать духовность. Это намного сложней, чем научить физике и математике.

Если учитель настоящий, то он всегда будет действовать во благо детей. Хотя кому-то его методы и не понравятся, скажут, он все делает не по утвержденной программе.

Учителя бывают разные: люди случайные, люди, которым вообще не место в школе. Но они не уйдут – у них дипломы. Есть талантливые, думающие. Если учитель не хочет меняться к лучшему, не хочет думать о душе ребёнка, его судьбе – конечно, здесь никакая гуманная педагогика ничего не сделает. Быть жестоким авторитарным – или добрым, любящим – все зависит от воли учителя. Это не карается законом, это карается совестью.»

Учитель, сознательно следующий идеям гуманной педагогики, прежде всего предъявляет высокие требования к себе, он устремлён в улучшение самого себя, и по мере победы над собой становится для ученика носителем определённого нравственного идеала, он насыщает образовательное пространство высокими образами, под воздействием которого раскрываются лучшие качества Ребёнка.

Для учителя, выбравшего для себя Гуманную Педагогику, всё начинается не с применения усовершенствованных методов и программ, а с погружение в классическое наследие, в изучении того, что открывает перед ним глубину собственного духовного предназначения и показывает пути его выполнения.

Учитель – человек из будущего. Ему необходимо искренне верить в способности каждого ребёнка: учитель, носитель света, добра, высшей любви, художник жизни.

Законы твоей педагогической жизни: любить ребенка преданно, искренне, без оглядки, таким, какой он есть. Понимать и принимать личность ребенка такой, какая она есть. Ты — убежище и надежда, ты — укрытие для его беззащитной души. Восполнись оптимизмом и верой по отношению к любому ребенку. Твой оптимизм — великая сила.

Доброта и щедрость учительской души, искренность — самое действенное в воспитании ребенка. Будь прост и искренен.

Принципы учителя: очеловечивать среду вокруг ребенка. Я работаю волшебником. Утверждать личность в ребенке. Единственную, неповторимую. Восполнится творящим терпением. Учитель все терпит, но творит и созидает.

Мудрости учителя: утверждающий богат, отрицающий беден. Любовь есть высшая правда. Радость — особая мудрость. Не самому знанию надо учить, а счастью знания, слиянию с высшим. Не самой красоте, а счастью красоты. Не самой любви, а счастью любви. Самое лучшее знание — в твоем сердце.

Учитель — ученик своих учеников. Он половинка каждого из них. Знает их так, как знают беспредельность. Растит их, как яблоко растит семя. Откуда эта педагогика? Учитель черпает ее из звездного неба. Где же оно, это небо? В нем самом…

Современный учитель должен:

-               Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

-               Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

-               В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

-               В-четвёртых, учителю должно быть присуще всё лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Отчёт третьей творческой группы:

«Какие Вы, наши дети?»

 

Ребенок есть явление в твоей жизни. Он родился потому, что он должен был родиться. Ребенок — носитель истины, смысла жизни. Ты тоже смысл жизни, тоже явление. Люди, которые тебя окружают — тоже явление. Каждый несет свою миссию. То, с чем ты родился, есть подарок Бога. То, с чем ты умрешь — твой подарок Богу.

Ребенок — великая сила природы. Он устремлен к развитию и взрослению. Ребенок — явление, миссия, энергия.

(Анализ высказываний Ш. А. Амонашвили о детях)

Релаксация.

Преподаватель. Сила истины гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и заключается в том, что, утверждая ее принципы, Учитель руководствуется ими в своей жизни и с ними идет к людям. Эти принципы базируются на любви к человеку, на вере в то лучшее, что заложено в человеческой душе, и на надежде, что, благодаря творческому терпению и педагогическому мастерству это лучшее прорастет и даст обильные всходы. В наш век морального опустошения, лжи, лицемерия, ханжества встреча с таким человеком - это праздник души для тех, кто тянется к нравственной чистоте и Свету. Семинары по гуманно-личностному подходу в образовании, которые проводит Ш.А. Амонашвили, пробуждают творчество учителя, возрождают интерес к своей профессии, помогают поверить в себя, свои силы и в детей.

Наши преподаватель: Кравченко А.Н., Кирина-Радчук В.Н., Мандрико Т.В., Прокопенко Н.Г. – участники педагогических чтений по Гуманной Педагогике, предложили нам клятву Ш. А. Амонашвили. Сейчас каждый из Вас возьмет её как начало восхождения к работе по её принципам.

 

Я,__добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь: любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться: о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

 

Клянусь: не вредить детям, не вредить Ребёнку.

Ведущие:

Должны мы бороться за детские души, должны, должны…

Но что, если под учительской чушью в нас нету души?

Учитель – он доктор, а не поучитель, и школа – роддом.

Сначала вы право учить получите, учите – потом.

Должны мы бороться за детские души, прививкой стыда,

Чтобы не уродились ни фюрер, ни дуче из них никогда.

И, прежде чем лезть с поучительством грозным и зваться в бои

За детские души, пора бы нам, взрослым, очистить свои.

Е. Евтушенко