Українська (UKR)Російська (RUS)

Светлана Сыроижко «Уроки эталонной нравственности» (по роману А.Лиханова «Мой генерал»)

lihanov2

Альберт Анатольевич Лиханов… Это имя мне знакомо со школы. Его произведения «выковывали» во мне учителя – в университете. Но, работая в школе, позабыла – программа не требует.

9 января 2011 года на Х Международных Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике «Как любить детей» я встретилась с Альбертом Анатольевичем. Он говорил о детях, о трудном детстве в цифрах. В зале плакали. А рядом на сцене был Шалва Александрович Амонашвили. Я смотрела сквозь слезы и видела на них невидимый белый халат. Такое у них служение. Доктор со стетоскопом Слова. Они служат Детству. Выслушивают душу ребенка и спешат на помощь.

Хочу сказать от имени моих учеников Альберту Анатольевичу и Шалве Александровичу: Ваши слова упали не на камень. Они проросли в уроках, в жизни и судьбе детей. Вернувшись в родной Донецк, я взяла с полки роман А.Лиханова «Мой генерал», перечитала и решила провести уроки Доброты и Нравственности по книгам удивительного детского писателя.

 

 

Урок – открытие

с ориентацией на технологию деятельностного подхода и формирование надпредметных умений на тему: «Уроки эталонной нравственности» (по роману А.Лиханова «Мой генерал»)

Цели урока:

- формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах;

- способствование детскому душестроению и самодизайну личности;

- становление эмоционально – ценностного отношения к миру, к жизни;

- формирование чувства ответственности за судьбу другого человека;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- формирование метапредметных умений и социальных компетенций учащихся;

- воспитание ценностного отношения к своей и чужой жизни.

Оборудование:

Мультимедийная доска, фильм «Мой генерал» (2-х серийный, режиссер А.Бенкердорф, Киев, Киностудия им. А.Довженко); музыка: Tom Barabas, Richard Glayderman; Буклеты с полюбившимися афоризмами из романа «Мой генерал».

 

Эпиграф

«Мой генерал всегда рядом. Он так жил,

что не может умереть. Никогда!»

Антон Рыбаков («Мой генерал»)

І. Философское вхождение в урок

Музыка (Tom Barabas).

Мультимедийная доска: портрет А.А.Лиханова.

Рубеж от 10 до 15 лет, который пересекают герои большинства книг А.Лиханова,- самый ответственный в биографии человека. Недаром этот возраст называют переходным и трудным. Человек совершает трудный переход из детства в самостоятельную жизнь.

Подростку надо понять мир и себя в нем, определить путь, найти место среди людей. Этого нельзя достичь, не научившись видеть жизнь в её правде, не исключая и темных пятен на её лучезарной поверхности. И в первую очередь, не научившись замечать собственные недостатки и строго судить себя за ошибки.

Чтобы иметь моральное право судить других, чтобы суд твой был не разрушительным, а созидающим, надо иметь мужество еще строже, чем окружающих, судить себя самого.

Отроческий возраст – это возраст, когда:

- ошеломляющие и радостные открытия, но и разочарования;

- встреча с любовью и дружеской верностью, но и с предательством;

- встреча с отвагой и благородством, но и с трусливой подлостью;

- встреча с откровенностью и прямодушием, но и с ложью.

Как не потерять высокие идеалы в этих встречах и столкновениях?!

Лиханов – подростковый писатель, потому что своими книгами помогает подросткам преодолеть барьер. Лиханову очень важно, каким вырастет его читатель, поэтому требует от юных ответственности. Утверждает в сердцах юных и взрослых читателей единство нравственных норм и духовных ценностей.

В «Письмах о трудном возрасте» Лиханов говорит: «Самому ответить за собственные слова и поступки, сдержать самому себя в сложной ситуации, выжимать по капле из себя раба, как учил Чехов, развивать самому в себе доброе и бороться самому в себе с дурным, самому себя строить – вот комплекс устремлений, с которых и начинается человек». И это не пустые слова. По этим устремлениям живет А.А.Лиханов.

 

II. «Визитная карточка» писателя А.А.Лиханова.

Что мы можем знать о жизни и творчестве этого писателя?

(Выступление заранее подготовленных учеников. На доске постепенно появляется «Визитная карточка»).              

Альберт Анатольевич Лиханов (родился 13.09.1935,

г.Киров) – детский и юношеский писатель, президент

Международной ассоциации детских фондов,

председатель Российского детского фонда, директор

Научно-исследовательского института детства.

Академик Российской академии образования (2001).

Академик Российской академии естественных наук

(1993).

Почетный профессор Вятского государственного

педагогического университета (1995).

Почетный доктор Японского университета «Сока»,

Токио (2008) .

Почетный профессор Московского государственного

педагогического института (2008).

Почетный доктор Уральского государственного университета (2009).

Пожизненный академик Американского биографического института (2010).

Человек 2010 года за достижения в области литературы и гуманизма (по признанию Биографического центра Кембриджа, Англия).

«Человек года – 2010» по номинации «Охрана детства».

В Кирове и Белгородской области библиотеки названы именем А.А.Лиханова.

В 2010 году выпущено Собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах.

За границей России на 34 языках выпущено 106 книг писателя.

Удостоен премии Президента Российской федерации в области образования за создание семейных детских домов.

За дилогию «Русские мальчики» и «Мужская школа» награжден в 2009 году Премией Правительства Российской федерации в области культуры.

Удостоен мировой медали «Freedom» - «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра» (2006).

Кембриджский университет (Англия) включил его имя в список 1000 выдающихся европейцев ХХІ века.

Награжден в США Международной премией мира (2010).

Награжден Международными премиями имени Максима Горького, имени Януша Корчака, имени В.Гюго, имени Кирилла и Мефодия, премия «Сакура», имени Николая Островского, имени Бориса Полевого, имени Александра Грина, Большая литературная премия за роман «Никто», премия имени Д.Мамина-Сибиряка, специальная премия И.А.Бунина «за выдающийся вклад в русскую литературу для детей и юношества».

Награжден многими медалями.

Российский детский фонд выпустил образовательный видеоцикл бесед А.Лиханова с выдающимися гражданами России - «Уроки нравственности». Это видеофильмы – беседы и книга текстов и методических разработок для педагогов.

 

III. Работа с текстом романа «Мой генерал» (1975).

  1. 1. Знакомство с семьей Антошки.

- Кто нас знакомит с героями в романе?

// Роман написан от лица четвероклассника, обыкновенного мальчика Антошки, в школьном дневнике которого нередко появляются тройки и двойки. В семье один ребенок.

Отец, Сергей Рыбаков, или, по-домашнему, в зависимости от обстоятельств, Великий Кочевник, Несчастный Скиталец,- заместитель главного инженера на строительстве крупной гидроэлектростанции в Сибири.

Мама Ольга – коренная сибирячка, главный санитарный врач района.

- Что в этой семье необычно?

// Генеральство деда. Но живущий и работающий в Москве, дед для Антошки – «как бы литературный герой». Он знает о нем из писем и по старой фотографии, висящей на стене.

  1. 2. Как воспитывают Антона в семье?

// Хорошо. Родительская забота никогда не переходит границы разумного и нравственного. Есть одна очень выразительная деталь. У Ольги – служебный «газик», который она сама водит. По утрам нередко подбрасывает мужа на работу. Антошку же – никогда, хотя ему ужасно хочется подкатить к дверям школы в автомобиле. На случай распутицы, мама приспособила сыну взрослые сапоги, вмонтировав внутрь тапочки и подрезав голенища.

- Какой в этом воспитательный смысл?

// В этой родительской непреклонности заложен великий воспитательный смысл. Маленький Антошка слышит, как взрослые на улице уважительно говорят за его спиной: «Это замов сын». Но мальчик понимает, что он-то пока ничего не заслужил.

  1. 3. Что произошло с умным, совестливым, правильно воспитанным Антошкой?

// Об этом рассказывается в главе с выразительным названием - «Злой демон». Все

начинается с приезда деда. Антошка примеряет дедову парадную форму, любуется своим отражением в зеркале. «Вот бы тоже генералом стать!.. Идешь, а тебе все честь отдают». Розовая мечта сбывается. Все в классе его называют Генералом, и не только одноклассники и старшеклассники, но даже учителя в некотором смысле «честь отдают» и «стоят по струнке».

  1. 4. Как произошло такое превращение?

// Чтобы доказать, что Антон не врун, ему пришлось надеть дедов мундир и выйти на

балкон. И он увидел восторженные глаза одноклассников, ему показалось, «что мундир впору мне, будто сшит на меня, и ордена на груди вручены мне, и что вообще генерал-лейтенант – это я».

Был «замов сын», стал «генералов внук».

(Фрагмент из фильма «Мой генерал»)

  1. 5. Какие привилегии получил Антошка после такого превращения?

// Мальчишки предупредительно здороваются «по петушкам».

Девчонки приветливо улыбаются, едва он на них взглянет.

Учителя делают замечание особенным тоном. Двойки в дневник не выставляются, а в журнале их заменяют точкой.

- Как на эти привилегии отреагировал Антошка?

// «Сначала я чувствовал неловкость, будто что-то сидело во мне, какая-то заноза.

Потом заноза рассосалась, я привык… И вообще стал замечать, что жизнь моя улучшилась. Я получил привилегии».

  1. 6. Слово «привилегии» автор вынесет в название одной из глав романа. Что означает слово «привилегии»? Есть в этом понятии отрицательная окраска?

(На мультимедийной доске).

Словарь русского языка. Привилегия – преимущественное право, льгота. Например:

привилегии инвалидов войны.

Привилегия – это моральное поощрение по труду, сообразно вкладу и личным заслугам каждого.

- Когда слово «привилегия» приобретает отрицательную окраску?

// Когда появляется рядом эпитет «незаслуженная». Разве Антошка заслужил по труду своему привилегии? Директор школы отныне узнает его в лицо и вежливо отвечает на его приветствия. Физрук не делает обидных для Антошкиного самолюбия замечаний. «Чувствую животом, что могу даже уйти с уроков без уважительных причин»,- говорит герой.

  1. 7. Наблюдая за движениями души Антошки, мы вместе с Лихановым видим, как в этом хорошем обыкновенном мальчике начинается процесс нравственной эрозии. Его привычка к привилегиям привела к бесчестному поступку и карьеристской интриге. Как это произошло?

(На мультимедийной доске составляем Кластер «Антошкино падение – действие привилегий». Справка: кластер- это прием, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». Прием помогает структурировать основные характеристики персонажей).

// - Кешка с иронией бросает вслед напыщенному Антошке замечание: «Без лампасов, а вылитый генерал!» Прилипло прозвищем. Герой ничего обидного не находит. Тщеславие лишает чувства юмора и способности к самокритике.

- Прозвище «приятно щекотало» самолюбие.

- Упоение    властью Антошка испытывает, когда ему «американку» ( исполнение 3 желаний) проиграл Газовый Баллон: «Стоило мне захотеть, и я его как угодно высмеять мог. За что угодно. За любой пустяк».

- Видит сладость в возможности безнаказанно унизить другого человека.

- Рождается целая цепочка низких мыслей и гадких поступков накануне выборов председателя совета отряда: «Ведь у меня есть привилегия: мой дедушка – генерал! А я дедушкин внук! Ведь должна в моих жилах бежать генеральская кровь».

- Свою выгоду Антошка рассчитывает холодно и жестоко: самому себя выдвигать в председатели не принято, а авторитет дедушкиного звания сработает. «Американку» можно использовать.

Чтобы через себя переступить, чтобы усилием воли попрать в себе хорошее и совершить гадость, Антошка убеждает себя: «Стыдиться стыдно».

 

Философское отступление – размышление

(Музыка Richard Glayderman)

Проблема нравственного выбора… Жизнь ставит эту проблему перед юными и взрослыми на всех этапах их судьбы. Чем больше свободы, тем острее эта проблема. Ориентир – какой? Компас – какой? Личная честь, совесть, моральные принципы. Они-то и помогают человеку сделать правильный выбор. Но чаще всего это сделать нелегко. Подобно Одиссею, человеку нужно пройти между Сциллой житейских соблазнов и Харибдой агрессивного, наступающего зла. Для этого что нужно?

(Составляем Кластер «Нравственный компас»).

Ум, знания, мужество, твердость, молитва, любовь, мораль… Стыд и совесть – понятия неразрывные. Стыд – это мера неспокойной, тревожной совести. Однако если совесть – ответ человека перед собой, то стыд – ответ перед людьми, перед общественным мнением. Если в глазах большинства учеников класса становится моральной нормой безнравственное распространение заслуг и привилегий взрослых на их детей и внуков, то стыдным оказывается не отказ от этих преимуществ, к которому взывает совесть, а неумение ими воспользоваться. «Стыдиться стыдно», - афористично выразит этот парадокс Антошка.

- Самое страшное: когда Антошка становится классным «генералом», то обыкновенность деда унижает его. Он начинает…стыдиться деда. Когда ему стыдно за деда? Чего он при этом не стыдится?

 

Что в дедушке унижает Антошку?

Что Антошке не стыдно?

  1. Сам моет полы.
  2. Печет пирожки.
  3. Ходит с авоськой по магазинам.
  4. Носит молочные бутылки.
  5. Стоит в очередях наравне с обычными домашними хозяйками.
  6. Ходит по поселку в штатской одежде.
  7. Встречные солдаты ему честь не отдают.
  8. Катает детскую коляску в сопровождении учительницы-пенсионерки.
  9. Работает кладовщиком на строительном складе, отказавшись от почетной должности замдиректора стройки по кадрам.
  10. Маленький, хлипкий старикашка в стеганке и старых валенках, с ломиком на плече, из-за этого внешнего вида стыдиться публично признать во время воскресника его своим дедом.
  1. Хвастаться дедовым чином.
  2. Надевать дедов мундир с орденами.
  3. Спекулировать дедовой славой и заслугами.
  4. Принимать на свой счет уважительно-благодарное отношение к героям Великой Отечественной войны.
  5. Быть «классным генералом».

 

 

  1. 8. Чего боится Антошка?

// «Генерал, а катает коляски! Хорошо, что посторонний его не узнает. А то ребята обсмеяли бы меня за такого генерала».

Боится общественного мнения одноклассников. Вот откуда его стыд.

  1. 9. Когда начинается моральное прозрение Антошки?

// На воскреснике. А потом слова дедушки: «Если вам стыдно, можете рядом не ходить!» Антошка потом рассказывает: «Весь день дедушкины слова жгли меня, будто раскаленное клеймо. Значит, я стыжусь за дедушку. Стыжусь того, что он кладовщик. Стыжусь его вида – в телогрейке, валенках, а не в генеральской шинели с золотым шитьем. Я потерял совесть, проще говоря. Мне ,оказывается, важен не дедушка, не человек, не его жизнь и характер, а его оболочка. Блестящая оболочка с генеральскими погонами».

10. Поняв это, какой поступок он совершает?

// - публично, перед классом, признает свои ошибки;

- просит освободить его от незаслуженной чести быть председателем совета отряда;

- находит в себе мужество рассказать обо всем деду.

Философское отступление – размышление.

Теоретически все знают, что где-то есть эталонные часы. Но свои ручные часы или будильник мы проверяем не по ним, а слушая по радио сигналы точного времени или взглянув на циферблат на городской башне. Мы знаем точное время и никуда не опаздываем, если часы-посредники показывают нам время, соответствующее эталонному.

Можно говорить и об эталонной нравственности. Эта нравственность действенна постольку, поскольку с нею сверяют образ жизни. Вот почему детство и юность должны иметь сиюминутный пример, необходимое среднее звено, адекватно переносящее нравственные достижения прошлого в живое настоящее. Таким примером и становится для Антошки генерал Антон Петрович Рыбаков.

Нельзя не вспомнить подобную ситуацию в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир»: Андрей Болконский и его предок в главе с красноречивым названием «Стыдно, ведь смотрят».

11. Генерал Рыбаков после морального прозрения своего внука становится для него эталоном нравственности. Как Антошка переосмысливает поступки дедушки? Каким он видит его теперь?

- В дедушке нет напыщенности, свойственной людям славы и власти. Генерал Рыбаков, например, только 4 раза надевает генеральский мундир. Когда?

1. В день приезда, чтобы удовлетворить Антошкино любопытство и гордость.

2. Когда идет провожать Анну Робертовну, словно бы компенсируя тем свою невольную неучтивость (неожиданную гостью генерал встретил в спортивных брюках и домашних тапочках).

3. Когда на поселок обрушился небывалый снегопад и Антон Петрович возглавил штаб стройки по ликвидации последствий стихийного бедствия.

4. Во время глубокого значения поездки с Антошкой в дни мартовских каникул.

Вывод: этот человек никогда не назовется генералом без насущной необходимости, без доброй и нравственной цели. Как и не воспользуется всуе своими заслугами и привилегиями. Стыд он видит не в том, чтобы катить по городу 2 детских коляски с чужими младенцами или идти с авоськой в магазин, а в том, чтобы где-то и в чем-то оказаться вдруг «свадебным генералом». «Позорное звание это, Антошка! Никогда нельзя быть свадебным генералом!.. Нигде!»

  1. 12. Отношения Антона Петровича и Антошки играют роль исключительную. Кто до встречи с дедом воспитывал Антошку?

// Отец и мать, школьные учителя, товарищи, трудовая атмосфера поселка гидростроителей, общение с искусством и книгами, семейные разговоры о деде-генерале, дедушкины письма и его старая фотография.

Но исключительной стала встреча с дедушкой. Все события, связанные с этой встречей, потрясли Антошкину душу. Дедушка становится олицетворением совести Антошки. Беседы деда с внуком серьезны. Свои жизненные принципы он воспроизводит в чеканной формулировке.

  1. 13. Суровая и жестокая проверка чувств Антошки на прочность: при первой встрече с внуком генерал говорит, что у него есть военная тайна. Когда Антон Петрович раскрывает её?

// Эта тайна усыновления Сережи, Антошкиного отца, чья мать погибла в первые дни войны от фашистской пули, когда Сереже было около двух лет.

(Фрагмент из фильма «Мой генерал»)

Антошка пугается самой возможности появления «второго» деда. Рыбаков-старший рассказывает, как был найден на усеянной трупами беженцев дороге и с боями вынесен солдатами из окружения мальчик Сережа, взятый на воспитание командиром полка. Генерал предпринимает все от него зависящее, чтобы разыскать родного Сергеева отца. Отзывается человек, живший до войны там, где нашли Сережу. И этот человек приезжает в Сибирь по приглашению деда, чтобы установить истину.

(Фрагмент из фильма «Мой генерал»)

14. (Музыка Ave Maria, зажженная свеча)

Главную эстафету жизни есть кому передать. Это общий замысел и пафос романа. Умирает генерал мгновенно и неожиданно от разрыва сердца, сажая привезенные только что молодые деревца во дворе Антошкиного дома. Это будто и не смерть, а гибель. Так погибают в бою. И разве вся жизнь Антона Петровича не была боем?

Такой финал романа возвращает нас к эпиграфу, к словам посвящения книги всем тем, кому мы «обязаны вечно зеленой травой, голубой речкой, синим небом, серебряным воздухом – всем, что называется ЖИЗНЬ».

Пожалуйста, встаньте… Минута молчания.

 

IV. Обращение к родителям.

Книги Альберта Лиханова «двухадресные». Ведь взрослым тоже важно познать детей и себя в роли их наставников и воспитателей. Общими для всех возрастных групп становятся проблемы взаимопонимания и взаимообщения, передачи жизненной эстафеты, духовного, нравственного продолжения. Стихотворение Маргариты Алигер «Отцы и дети» начинается строками:

Среди твоих новаций и затей,

куда как прихотливое столетье,

пожалуй, не родители детей –

родителей воспитывают дети.

(На мультимедийной доске фото Маргариты Алигер, прослушиваем аудиозапись стихотворения «Отцы и дети» в исполнении автора, 3 мин.).

V. Заключительная часть.

1. Обратимся к смыслу названия романа «Мой генерал».

- Слово «генерал» выступает в качестве слова-символа.

Генерал – офицерское звание; ведущий вперед командир; человек безупречного поведения и высоких нравственных качеств, человек, на которого нужно равняться.

- Местоимение «мой» придает слову «генерал» определенную субъективную окраску: говорящий испытывает к этому человеку чувство гордости и вместе с тем нежность.

Мой генерал – это человек, на которого хочется быть похожим, некий идеал. Эталон нравственности. В романе таким человеком-идеалом и эталоном является Антошкин дедушка – Антон Петрович Рыбаков.

2. Притча в подарок.

Одна мудрая женщина, путешествуя, нашла драгоценный камень в ручье. На следующий день она встретила путника, который попросил еды. Женщина открыла свою котомку, чтобы достать еду. Путник увидел в котомке драгоценный камень и попросил женщину отдать ему этот камень. И женщина отдала не колеблясь. Путник пошел своей дорогой, не веря такой неожиданной удаче. Он знал, что стоимость этого камня так велика, что, продав его, он сможет жить безбедно до конца своих дней. Однако через несколько дней он нагнал странницу и сказал:

- Я все думал о стоимости камня и решил вернуть его Вам в надежде, что смогу получить от Вас нечто более ценное. Поделитесь со мной и научите меня тому, что заставило отдать Вас этот камень мне, незнакомцу, без колебаний.

Странница преподала путнику урок: доброта, сострадательность, бескорыстие и другие нравственные ценности – это то, что ценнее драгоценного камня.

Как вы думаете, что на месте странницы сказал бы Антон Петрович Рыбаков?

(На доске составляем кластер «Жизненные ценности дедушки»).

3. Музыка: И.Бах «Адажио», исполняет Tom Barabas.

Стихотворение Вероники Тушновой читает учитель.

Море мое пустынно,                                    Я не могу отлучиться

на море тишь да гладь…                             с забытого маяка.

Может быть, это стыдно –                           Я не могу отлучиться

так безнадежно ждать?                                 ни на единый час.

Напрасный огонь лучится,                           Вдруг что-нибудь случится с тобой…

виден издалека…                                         А огонь погас!

Пусть никогда не гаснет огонь вашей любви к близким, к жизни и к тому, что дорого. Будет ли счастлив Антошка, когда вырастет? Будет, потому что у него есть маяк, эталон, компас – его дедушка, который жил так, что «никогда не может умереть».

На память о нашем уроке я подарю вам буклеты с полюбившимися афоризмами из романа Альберта Лиханова «Мой генерал».

(Афоризмы из романа)

1. Запомни навсегда: у человека должно быть продолжение. Это высшее счастье. Семечки разносит ветер, и из земли всходят новые березы. А потом опять, опять. У людей должно быть по-другому. У людей – новые люди должны быть лучше и лучше. Не такими же, нет. Только лучше! Всегда лучше! Запомни это!

2. Генералом быть – это ответственность. Ты вот только за себя отвечаешь, за свое поведение, за свои отметки. А командир отвечает за всё и за всех. А это нелегко и непросто.

3. Позорное это звание – свадебный генерал! На свадьбу зовут генерала, чтобы торжественнее было. А генерал к свадьбе отношения не имеет. Ни сват, ни брат. Никогда нельзя быть свадебным генералом! Нигде! Или работаешь, как все, или…

4.Нет стыдной работы, разве не знаете?

5. Разве поможет милиция, если человек честь потерял?

6. Я тебе правду сказал, а ты обиделся. На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь – спасибо говорят. А правду простить не могут.

7. Честность и правда выше вежливости. А выше всех – убежденность.

8. Когда человек недоволен собой, это прекрасно. Хуже нет, если он собой доволен. Пиши пропало. Нет человека. Хоть он и есть, а его нет. Умер, пусть даже живой. Человек должен быть недоволен собой. А если ошибся, должен досадовать. Когда он досадует, он ошибку понимает. Досада – это урок.

9. Надо о любом человеке думать, понимаешь! О любом! Потому что он – человек!

10. Не смей думать о людях равнодушно! Я тебе просто приказываю: никогда не смей! Спорь, люби, наконец, ненавидь, но не будь равнодушным! Помогай, чем можешь! Запомни это! Но не будь равнодушным! И помни это всю жизнь!

11. Возьми себя в руки! И будь мужчиной!

 P.S.

«Я люблю дедушку. Люблю беззаветно. И знаю цену этим словам. Я люблю его преданно и горячо и верю ему больше, чем себе. Я хочу во всем быть похожим на деда… Буду хорошим, как мой дед». Антошка Рыбаков.

 VI. Эпилог для учителя. 

Порой мы склонны преувеличивать в воспитании Человека роль школы, забывая, что далеко не в каждой школе есть свои Сухомлинские и Макаренки, Корчаки и Песталоцци, Амонашвили и Шаталовы. Да, школа делает свое великое дело образование: обучает ребенка грамоте, дает ему необходимую для жизни сумму знаний и навыков. Играет она и социализирующую роль, вольно или невольно приучая юных жить в массе других людей, помогая им овладевать сложной наукой коммуникабельности.

lihanov1

Конечно, бывает, кому-то повезет. И класс у него не конгломерат сверстников, а сложившийся по законам диалектического единства коллектив. И учителя – не просто хорошие и знающие свой предмет люди, а талантливые «человековеды», властители ребячьих дум. Пусть даже один такой учитель будет в школе – как это много, какое вдохновляющее озарение для воспитанника на всю его дальнейшую жизнь!            

Альберт Анатольевич Лиханов называет среди своих любимейших наставников нескольких учителей. Но самой дорогой в его памяти остается Аполлинария Николаевна Тепляшина, у которой он учился со второго по четвертый класс. 19 декабря 1979 г. этой удивительной женщине исполнилось бы 100 лет. Она не дожила до этой даты 3 года. Из девяноста семи лет своей жизни Аполлинария Николаевна отдала школе семьдесят. Целая жизнь! В год её столетия Лиханов написал повесть об учителях «Благие намерения», где директор школы Аполлон Аполлинарьевич как бы стал духовным наследником замечательной учительницы, реально существовавшей, дважды награжденной орденами Ленина.

«За ордена,- рассказывает А.Лиханов,- тогда платили деньги, но наша учительница не считала вправе тратить их на себя. Она брала в аптеке витамин «С», единственное, что можно было купить в то время без карточек, и раздавала его нам на серебряной ложечке прямо в рот, что при ней съедали. За ней дежурный нес эмалированную кружку с водой, где она споласкивала ложечку. А когда кончались деньги, Аполлинария Николаевна заваривала в ведре хвою и поила нас этим горьким отваром. Вот так она берегла нас от цинги». Сейчас в каждом классе Вятской православной гимназии есть портрет Аполлинарии Николаевны. Каждый год в Кирове с 1999 г. вручают премию имени Аполлинарии Тепляшиной для учителей начальной школы. Эту премию учредил Альберт Анатольевич Лиханов.

Дай Бог нам, учителям, крепости душевных и телесных сил, неиссякаемой энергии, чтобы наши ученики, когда вырастут, стали нашими духовными наследниками.

 VII. Из домашних сочинений по теме урока

lihanov3

«После этого урока я много узнал о писателе А.Лиханове. Лично меня роман «Мой генерал» потряс. Я понял, что нужно всего добиваться своим трудом, а не стоять за спиной других людей». (Филипп Проценко)

«После романа Лиханова я серьезно задумалась о жизни, о людях. Я стала больше заботиться о родителях. Хочу пожелать писателю здоровья, чтобы он писал такие рассказы и романы, которые заставляют думать о других людях». (Мария Джурук)

«Я прочитала несколько произведений Лиханова: «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно». Затаив дыхание, я слушала проникновенный рассказ учительницы о романе «Мой генерал». Мне очень понравилось то, что эти произведения очень жизненные и глубоко проникают в душу». (Ольга Чупикова)

«Как хорошо, что в мире есть такие люди, как Альберт Анатольевич Лиханов. Он учит детей добру и стремится изменить нашу жизнь к лучшему. Спасибо писателю за каждую минуту его жизни, когда он творит добро». (Дарья Бойко)

lihanov4

«После прочтения романа «Мой генерал» и повести «Мальчик, которому не больно» я изменила свое отношение к жизни, стала радоваться каждому дню рядом со своими родителями и братом. Дедушки у меня нет. Он умер рано, я его не помню, но я уверена: будь он жив, он точно был бы «моим генералом». Я стала задумываться, а что делаю я для своей страны? Да, наверное, ничего, тем более в сравнении с А.Лихановым. Таких людей, как он, немного, но именно они делают нашу жизнь лучше. Мои дети, я уверена, будут читать произведение Лиханова и, как я, будут менять свое отношение к жизни в лучшую сторону». (Нина Разорёнова)

Сироижко С.А., учитель Донецкого лицея «Коллеж», учитель русского языка и литературы, методист, Отличник образования Украины.