Українська (UKR)

Елена Брусенцова "Волшебная сила слова. Рисование светлого образа – радуги."

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки

за собою вести.

                                                                                                                                                                                   Вадим Шефнер

 

Тема:   Волшебная сила слова. Рисование светлого образа – радуги.

Цель урока: Выращивать в детях способность выражать свои мысли, переживания; формировать стремление сделать Слово экологически чистым инструментом постижения ребёнком своего собственного мира и Вселенной ; сделать Слово облагороженным инструментом воспитания личностных качеств в ученике; сделать Слово средством соприкосновения и постижения Красоты речевого звучания.; воспитывать умение ощущать Красоту и передавать состояние души в изобразительной деятельности.

 Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока. Мотивация.

На доске эпиграф:

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки

за собою вести.

Вадим Шефнер

- Готовясь к сегодняшнему уроку, я долго искала тему. Вначале я хотела поговорить с вами о мудрости. Я очень люблю слушать ваши мудрые мысли, получаю удовольствие от вашей работы. Но потом, пройдясь по улице, я решила, что очень важно поговорить сегодня о слове, о его силе.

Я бы хотела услышать от вас, как вы понимает слова, записанные на доске (Ответы детей.)

2. Актуализация познавательной деятельности.

Сегодня мы стали небрежно относиться к словам, которые произносим, к мыслям, которые потом облекаем в слова. Через слово человек может прикоснуться к древним мыслям наших предков, которые имеют такую значимую историю, такие могучие корни, такой замечательный язык, ставший началом и украинского, и русского языков.

Мы читали с вами притчи, знакомились с пословицами. Но сегодня я хочу посмотреть на Слово с точки зрения науки. Мы прекрасно знаем, как больно может ударить слово. Почему нам так горько бывает от грубых слов? Почему мы места себе не находим?...

Японский учёный Масару Емото провёл необычные исследования воды. Замёрзшая вода из озера под микроскопом была тёмной, без кристаллов. (Демонстрация снимков). Но когда над ней священник читал определённое количество времени молитву, бесформенные капельки превратились в прекрасную снежинку. Нет кристаллов у дистиллированной воды. Но вода из горных источников строит чудесные снежинки. А это вода, над которой говорили: «Ты меня раздражаешь. Я тебя убью». А вот изумительно совершенная форма от слов: «Я тебя люблю».

Сегодня, благодаря изобретателям супругам Кирлиан, мы можем увидеть биополе человека. Посмотрите, как изменяется свечение пальцев человека при влиянии на него разных факторов жизни.(Демонстрация снимков эксперимента воздействия слова на свечение руки).

3. Изучение теоретического материала.

Я говорила, что история нашего народа древняя. Вот азбука, которая называлась кириллицей.

- Азъ Буки Веди – Я Бога ведаю. Т.е. человек знал своих предков, почитал их.

- Глаголь Добро – говори, делай добро.

- Добро есть Жизнь – Только добро создаёт и поддерживает жизнь. Зло её разрушает.

- Живите Зело Земля – живите на земле, матушка земля даёт нам жизнь.

- И Како Люди Мыслите – Он Наш Покой. Т.е как вы, люди мыслите, думаете, таков ваш мир.

Каждая буковка, каждый слог имели своё значение.

На доске слова:

Род, Родина, Природа, Родник, Борода. Что у них общего? (Корень –Род.)

А теперь давайте вместе подберём слова, в которых есть частичка Ра.

Радуга, Красота, Культура, Правда, Правило, Вера, Разум, Украина, Брат, Сестра, Рай.

К – Ра – со -та – совместное устремление к миру, свету. Понятны теперь слова Ф.Достоевского «Красота спасёт мир», а по Рериху – осознание необходимости совместного устремления к свету…

Радость – когда человек радуется, он излучает свет.

Мама будит ребёнка рано утром: Вставай, пора…(По РА – по солнцу… )

- Рано ещё. (Нет еще Ра - солнышка).

А теперь давайте поговорим о частях речи. Какие части речи вы знаете? (Ответы детей).

Существительное, местоимение – это части речи, обозначающие предмет. С их помощью мы даём названия всем предметам, окружающим нас. Я, он, солнце, окно.

Глагол. Если существительное обозначает объекты нашего мира, то глагол описывает то, что делают эти предметы. Появляется движение.

Окно открыли. Солнце взошло.

Прилагательное, наречия, причастия и деепричастия придают объектам и совершаемым действиям различные качества. Это делает описание событий более богатым и полным.

А теперь давайте сами попробуем создать красивое предложение из слов «солнце» и «радуга». Сколько слов будет в нашем предложении? Дети работают над предложением. ( В небе радуга.)

После того, как предложение написано, предлагаю «зорким взглядом» посмотреть, какие места представляют особую трудность в написании слов, и запомнить правильную орфографию.

Дети записывают предложение в тетради.

 Физкультминутка.

Стихотворение «Радость» К.Чуковского.

Минута релаксации.

 4. Практическая часть.

Прежде, чем мы начнём рисовать радугу, давайте вспомним последовательность цветов.

Обращаю внимание детей на условия создания композиции., предлагаю выбрать технику исполнения – пальчиковую или работу с кистью.

Дети рисуют радугу.

Звучит музыка Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт» «Утро».

 5.Подведение итогов.

Сегодня мы говорили о Слове. Вы согласны с тем, что оно имеет волшебную силу? А замечаете ли вы, какая речь звучит вокруг нас сегодня? Какую лексику используют подростки? Какую энергетику несут те слова, которыми они чаще всего пользуются?

Вы уже достаточно большие и завтра уже вы становитесь подростками. Подумайте, какой должна быть ваша речь. И Како Люди Мыслите – Он Наш Покой.

 6. Оценивание работы учеников на уроке.

 7. Домашнее задание: Мы сегодня соприкоснулись с великим таинством - Словом. Я предлагаю вам выбрать любое из существующих слов, подумать о его содержании ,и поделиться с нами своими мыслями и знаниями.

 

Брусенцова Елена Михайловна,

старший учитель, учитель нач.кл., СШ№91,

сотрудник Днепропетровского областного центра Гуманной Педагогики.