Українська (UKR)

Татьяна Нагорная "ДОБРОТА – СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, ПОД КОТОРЫМ РАСПУСКАЕТСЯ ЦВЕТОК ДОБРОДЕТЕЛИ" (Урок Доброты во 2-м классе)

nagorna«Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

Л.Толстой

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»

М.Сервантес

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»

Ж.Ж.Руссо

 

 

ЦЕЛИ: Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность, учить находить у людей, героев и персонажей художественных произведений такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость; расширять словарь речевого этикета, вырабатывать навыки культуры общения, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи

 

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Доброе утро, дорогие ребята! Посмотрите, какое сегодня чудесное, ясное утро. Давайте улыбнемся друг другу, пошлем добрые мысли и улыбки своим одноклассникам, родным и близким. Добрая улыбка поднимет настроение, подбодрит и поддержит в трудную минуту и в минуту радости.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Вас ждет увлекательное путешествие в страну «Доброты и добросердечия». (Слайд 2).

В сказках у путешественников часто встречаются волшебные предметы или существа-помощники. А нашей путеводной нитью по волшебной стране будут лепестки цветка доброты. А что такое доброта?

Продолжите предложение: Доброта – это …

Прочтите тему нашего урока. «ДОБРОТА – СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, ПОД КОТОРЫМ РАСПУСКАЕТСЯ ЦВЕТОК ДОБРОДЕТЕЛИ» (Слайд 3)

Да. Многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта. В толковом словаре можно прочесть следующее определение.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд 4)

Много времени прошло, чтобы люди поняли, что нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире.

А зачем нужна доброта?

Абсолютно верно, ребята, чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Ребята, подберите противоположное слово к слову доброта.

 nagorna1

  1. ЛЕГЕНДА О ДВУХ ВОЛКАХ

(1 лепесток)

 

 

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

"В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос?

Хотите узнать какой ответ дал старый индеец внуку?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.(Слайд 5)

 nagorna

Человек приходит в мир для добра. Мы живем в человеческом обществе, поэтому должны нести в этот мир свет и чистоту своей души, быть открытыми в мыслях, честными в поступках, милосердными и отзывчивыми.

 

  1. СТРАНИЧКА МУДРОСТИ

(2 лепесток)

Давайте посмотрим, как о доброте говорят мудрецы:

«Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

Л.Толстой

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»

М.Сервантес

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»

Ж.Ж.Руссо

(Слайд 6)

 

  1. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРОТЕ

(3 лепесток)

Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Какие из них вы знаете? (дети произносят пословицы и поговорки о доброте.)(2, 62)

  • Злой не верит, что есть добрый
  • Добрая слава лежит, а худая бежит
  • Доброго чтут, а злого жалуют
  • · Добрые вести прибавят чести
  • · Твоя красота в твоей доброте
  • · Добрым словом и камень растопишь

(Слайд 7)

Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте. Добрые люди обладают хорошими качествами, с которыми я хотела вас познакомить, но их названия рассыпались. Давайте попробуем составить и объяснить новые слова.

  1. 6. РАБОТА В ПАРАХ

(4 лепесток)

СОСЕДИ                                                                                       СОВЕСТЬ

 

 

ДОБРО


СЕРДЦЕ                                                                                           ЖЕЛАТЬ

 


ПОРЯДОК                                                                                МЫСЛИ

Ребята читают получившиеся слова и записывают на доске.

Доброжелательность

Добросердечность

Добропорядочность

Добрососедство

Добросовестность

Добромыслие

(Слайд 8)

  1. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ В.А.СУХОМЛИНСКОГО

(5 лепесток)

Ребята, давайте прочитаем рассказ В.А.Сухомлинского и попробуем ответить на вопрос: «Почему дедушка сегодня такой добрый?»

 «Почему дедушка сегодня такой добрый?»

Залез Андрюша на шелковицу: привлекли черные ягоды. Наелся вдоволь, а тут дождь пошел. Пересидел Андрюшка дождь. Хотел слезть с шелковицы, но увидел, что под деревом сидит дедушка Петя. Вышел после дождя в сад. «Что же делать?» - думает Андрюша. – Слезать с шелковицы – натрусишь на дедушку всю воду с листьев, намокнет под дождем, заболеет.

Сидит Андрюшка, прислонился к ветке, боится пошевелиться. Ждет, когда дедушка к дому пойдет, а он не идет. Уже смеркаться стало, когда дедушка поднялся и спрашивает:

- Почему ты на дереве сидишь, внучек?

- Боюсь струсить на вас капли, дедушка…

- Слезай, Андрюша!

Дедушка отошел. Андрюша слез с шелковицы. Дедушка обнял и поцеловал Андрюшу.

- Почему это дедушка такой добрый сегодня? – с удивлением подумал внук.

  • · Ребята, как вы считаете, дедушка был добрым только сегодня?
  • · Почему он обнял и поцеловал внука?
  • · Как мы должны относиться к людям старшего возраста?
  • · Какие добрые качества проявил Андрюша по отношению к дедушке?
  • · Для чего нужно обладать такими качествами?

(чтобы жить дружно, не ссориться) А что для этого нужно делать?

Давайте попробуем составить правила, следуя которым можно стать чуточку добрее. А поможет нам в этом народная мудрость.

 nagorna3

  1. 8. РАБОТА В ГРУППАХ

(6 лепесток)

Дети объединяются в группы и на основе поговорок составляют правила доброты:

Доброе слово лечит, злое калечит.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Живи добрее, будешь всем милее.

Без добрых дел нет доброго имени.(1, 106)

Дети называют правила, а учительница записывает их на доске.

Правила доброты

ü Будь приветлив, вежлив.

ü Будь внимателен к людям.

ü Делай добрые дела.

ü Не отвечай злом на зло.

ü Прощай другим их ошибки.

ü Жалей других, а не себя.

ü Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.

(Слайд 9)

  1. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ

(7 лепесток)

Ребята, вы любите сказки? Вспомните, в каких сказках добро побеждает зло?

(Слайд 10)

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред. Послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума», которую расскажут вам ребята.

Добро без ума

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков. И вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? – спросил мудрец.

- Каких птенцов? – удивился император.

- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда? (3,57)

  1. ЦВЕТОК ДОБРОДЕТЕЛИ.

 Ребята, на нашем Цветке Доброты 7 лепестков. Как называлась сказка, в которой тоже был цветок с 7 лепестками? Все ли волшебные лепестки были использованы на добрые дела?

(Слайд 11)

На какое доброе дело был использован лепесток волшебного цветка? Давайте перевернем лепестки нашего Цветка и прочитаем очень важные качества добродетельного человека.

 

МИЛОСЕРДИЕ

БЕСКОРЫСТИЕ

УВАЖЕНИЕ

СКРОМНОСТЬ

НЕЖНОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От наших добрых слов и мыслей, от добрых улыбок и чувств распустился и засиял прекрасный ЦВЕТОК ДОБРОДЕТЕЛИ.

 Ребята, я уверенна, что у всех вас доброе сердце, и вы делаете много добра своим ближним. Поделитесь с друзьями своей добротой, расскажите о своих добрых делах. (Рассказы детей)

( Слайд 12)

  1. ИТОГ

Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека. Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно

(Слайд 13)

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

( Слайд 14)

 Приложение

 «Почему дедушка сегодня такой добрый?»

Залез Андрюша на шелковицу: привлекли черные ягоды. Наелся вдоволь, а тут дождь пошел. Пересидел Андрюшка дождь. Хотел слезть с шелковицы, но увидел, что под деревом сидит дедушка Петя. Вышел после дождя в сад. «Что же делать?» - думает Андрюша. – Слезать с шелковицы – натрусишь на дедушку всю воду с листьев, намокнет под дождем, заболеет.

Сидит Андрюшка, прислонился к ветке, боится пошевелиться. Ждет, когда дедушка к дому пойдет, а он не идет. Уже смеркаться стало, когда дедушка поднялся и спрашивает:

- Почему ты на дереве сидишь, внучек?

- Боюсь струсить на вас капли, дедушка…

- Слезай, Андрюша!

Дедушка отошел. Андрюша слез с шелковицы. Дедушка обнял и поцеловал Андрюшу.

В.А.Сухомлинский

 nagorna4

На основе поговорок составить правила доброты.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Живи добрее, будешь всем милее.

Без добрых дел нет доброго имени.

Литература

  1. 1. О.С. Богданова, О.Д.Калинина «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», -Москва: «Просвещение». 1985.
  2. 2. Н.А.Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня». Вып.1,2.-Волгоград:Учитель, 2005.
  3. 3. А.Лопатина, М.Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах».-М.: «Амрита-Русь», 2005.