Українська (UKR)

VIІ ВСЕУКРАИНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ «Манифест Гуманной Педагогики - восхождение в будущее» 17-18 ноября 2012г. Черноземова Е. Н. "Любимый учитель. План осуществления мечты"

Автор: Черноземова Елена Николаевна - доктор филологических наук, профессор Московского городского педагогического университета, вице-президент Межнародного Центра гуманной педагогики, вице-президент Общероссийского Центра гуманной педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики (Москва, Россия).

Форма: Совместное чтение эпизодов Манифеста и работ классиков, выработка алгоритма действий для достижения мечты.

Лейтмотив: Хочешь стать любимым - действуй.

Новое знание: Убедимся, что чтение классики дает ответы на многие вопросы.

Утверждающая идея: Любимого учителя хочет встретить каждый, и каждый им      может стать. Как?

Демонстрация приемов коллективного творчества и взращивания письменно-речевой деятельности.

Цель и задачи: утверждение веры в себя и действенность принципов гуманной педагогики, отраженных в Манифесте.

Основной момент: Выработка осознания необходимости программы действий по самосовершенствованию и утверждению принципов гуманной педагогики, выявлению качеств, который ждут в учителе ученики.

 

 

Оборудование.

  • Листы ватмана - 3-4 шт. Столы, на которых с этими большими листами ватманов можно будет достаточно удобно работать.
  • Фломастеры. 4-5 комплектов. Цветные карандаши.
  • Листы для рисования в четверть альбомного листа по количеству участников: 4-5 групп по 5 человек - каждая размещается за отдельным столом. Все присутствующие также включаются в работу и обеспечиваются материалами.
  • Клеящие карандаши. 4-5 шт.
  • Полоски бумаги для рисования 10 на 25 см, которые станут ступенями храма - 6-7 штук.
  • Листья деревьев из бумаги разной формы и величины: примерные размеры 10 на 5-6 см, 13 на 6-7 см и т.п. (так, чтобы на них умещался небольшой текст, который будут создавать участники) по предполагаемому числу участников. Они могут быть из белой или цветной бумаги, но обязательно светлых тонов, чтобы текст читался хорошо. Их можно попросить нарезать студентов или школьников.
  • Аппаратура для воспроизведения музыкальных файлов.

Мастер-класс состоит из двух частей: 45 минут - выполнение заданий, совместная работа; 45 минут - анализ происходившего, саморефлексия, осмысление возможностей переноса апробированных приемов в педагогическую практику на урок.

Ход занятия.

1. Общая установка.

Ведущий: Сегодня всем нам придется побыть мудрецами, великими учителями, отвечающими на самые насущные, самые сложные вопросы. Сегодня вы - творцы: поэты и художники, владеющие словом и линией. Вы философы и мыслители, способные решать самые неразрешимые задачи. Вы инженеры и архитекторы-созидатели, творящие новое.

2. Самый главный вопрос, на который нам нужно найти ответ сегодня: какого учителя любят дети? Как сделать, чтобы тебя любили?

 Ведущий предлагает подумать над этим и познакомиться с письмом, написанном взрослым, состоявшимся человеком своему учителю. Это письмо из сборника, составленного Хулимат Султановой. В сборнике много писем, в которых ученики благодарят учителей за то, что вернули им веру в жизнь, в людей, спасли от отчаяния. Но среди множества писем есть и это.

 

На днях я встретил ребят, с которыми учился в одном классе в одной школе.

Разговорились. Делились впечатлениями, новостями, вспоминали школу, учителей.

Признаться честно, я не очень люблю вспоминать школьные годы, особенно последние два года. Ты, наверное, догадываешься, почему? Да, именно.

Когда ребята сказали, что пишут письма учителю, одному, которого помнишь в любое время и в любой ситуации, я немного расстроился и ... обрадовался. Расстроился, потому что любимых учителей благодаря тебе у меня почти нет, а обрадовался, потому что одному учителю я напишу точно.

В тот день я долго бродил по городу. Мысленно проживал заново школьную жизнь. Думал, размышлял, анализировал.

Учитель, я впервые, не оглядываясь, поговорю с тобой через это письмо (благодарность тому, кто придумал это - не таясь высказать все, что долго носил в себе), поделюсь мыслями, что в реалии не сделал бы никогда. Ты знаешь, я не из трусливых, обидеть меня не так то легко. Меня сдерживало правило, которое настоящий къонах не должен нарушать ни при каких обстоятельствах - уважать и почитать старшего. Зачем пишу? Да потому, что ты продолжаешь «учить» (точнее было бы сказать «дрессировать») детей и каждый из них на моем месте. Может где-то как-то прочитав, это письмо, ты узнаешь себя, меня, задумаешься, пересмотришь и изменишь свои подходы и методы работы. Во всяком случае я надеюсь на это.

Хоть ты и называл меня бездарностью и неудачником, все равно,

 ЗДРАВСТВУЙ, УЧИТЕЛЬ!

 Знаешь, что меня больше всего угнетало? ТВОЕ НЕВЕРИЕ В МЕНЯ. Я сам в конце концов поверил, что у меня ничего не получится, ни чему не научусь, ни кем не стану. Я приходил в школу с одной единственной мыслью: чтоб ты меня УВИДЕЛ.

А в душе лелеял мечту: услышать от тебя слово одобрения, которое вселило бы мне чуть - чуть уверенность, что я не такой безнадежный. Но напрасно. Твой окрик: «Где ты витаешь? Не можешь выучить, так вызубри страницу» возвращал меня на землю, а радужные мечты разбивались о твое, скорей злое, чем строгое, лицо.

Помнишь, как ты держал меня у двери, периодически бросая: «Опоздал, вот и постой». Я пытался объяснить, что утром должен обязательно отнести молоко бабушке, которая живет на другом конце села. Она старенькая и у нее никого нет. Я вставал рано, выходил из дома, имея в запасе время, но по дороге всегда находил что-то, что заставляло забыть время: почему ромашка белая, а василек синий, абрикос желтый, а слива фиолетовая? Или почему насекомые зимой не летают? А помнишь, я в школу принес какое - то растение (это потом я знал от дедушки, что это цикорий и оно целебное) и спросил тебя как оно называется. Ты, рассердившись, сказал, что это не имеет к теме урока никакого отношения. Я не хотел тебя злить. Просто мне было интересно и хотелось знать и еще: мне очень хотелось тебе показать, что у меня есть интерес и я стремлюсь к познанию. А ты, учитель мой, меня не слышал и тем более не разделял мой интерес.

А об этом эпизоде я часто рассказываю своим друзьям. Помнишь, я был уже в классе девятом, ты со своим вторым классом пришли на экскурсию на мое любимое (ты об этом, конечно, не знал) ромашковое поле. Там был еще четвертый класс. Ты с тем учителем разговорился, а ваши ученики разбрелись по полю. Меня вы не заметили, хотя я сидел в метрах двадцати от вас под ореховым деревом. Это было мое любимое место, где я любил делать мои рисунки. Постепенно дети, завидев меня, стали собираться вокруг. Они рассматривали мои рисунки. Разговорившись, я и не заметил, как стал рассказывать им про речку Фортангу, горы, лес, животных, которые живут там, растения, деревья (я много чего знал о растениях: читал, дедушка рассказывал). Мы плели венки из ромашек, смеялись. Словом, так увлеклись, что не сразу заметили, как с другим учителем вы подошли. Тот учитель сказал: «Посмотри, как наши ученики заинтересованно слушают этого парня». Ты только тогда заметил меня. Лицо твое стало каменным и ледяной голос произнес: «Что он может им рассказать? И вообще, ничему хорошему дети у него не научатся».

Я ушел тогда, забыв про свои рисунки (потом четвероклассники принесли их мне, с которыми я по сей день дружу). Мне было так обидно и горько. Долго думал, что я такого сделал? Что у меня не так? Почему он со мной так? Тысячу и тысячу раз задавал себе эти вопросы и не находил ответа. Я не жаловался ни родителям, ни другим учителям. Искал причину в себе. Старался быть хорошим, тихим, чем приводил в недоумение моих одноклассников, других учителей, родителей. Бывал резким, неуправляемым. Но любые мои старания быть хорошим или плохим сводились на «нет» твоим окриком и колючим взглядом.

А ведь мне нужно было всего немного: чтобы ты хоть один раз спросил, что мне нравится, что мне интересно или просто поговорил со мной.

Я много читал и читаю. Могу многое рассказать, начиная с Дубровского, заканчивая Последним могиканом. Многое бы рассказал о растениях и животных родного края и не только. Я приходил в школу вдохновенный, готовый к полету. Но этим я обязан не тебе! Мое стремление парить угасало под твоим острым взглядом.

Ты только учишь писать, считать. Ты не учишь расти, развиваться, мечтать, летать. Наверное, ты сам не умеешь этого делать и я тебя в этом не виню.

Я - тот бездарный и неудачный, стал МАСТЕРОМ. Учу молодых парней секретам художественной ковки. У меня много учеников, которые завороженно меня слушают и наблюдают за моей работой. Искренне благодарен тебе, мой учитель, за то, что показал, КАКИМ УЧИТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ. Сам того не подозревая, ты преподал мне хороший урок ЖИЗНИ, из которого я сделал вывод: только любящий может научить любить, только добрый может научить быть добрым, только умеющий мечтать, может научить летать.

Я умею это делать, могу научить моих учеников и этим счастлив.

Прости, учитель, за прямоту.

 

Твой ученик,

«неудачный и бездарный»,

умеющий летать, ТВОРЕЦ.

 

Участники мастер-класса называют качества, которые ученики ценят в учителе:

понимание, доброта, внимание, любовь к делу, к детям, вера в возможности детей и в себя.

Дети не любят тех, кто с ними заигрывает.

Ценят строгость: чтобы урок был уроком, а не балаганом, Не принимают фальшь: учитель должен соблюдать то, чему учит.

 

Ведущий: 2011 год был объявлен в России Указом Президента "Годом учителя". Повсеместно проводились конкурсы сочинений о любимом учителе. На сайтах выставлялись не только тексты лучших сочинений, но и фотографии победителей с их любимыми учителями. На этих фотографиях были не молоденькие модно одетые учительницы, а вполне возрастные женщины, далеко не ухоженные. Было видно, что у них много забот, им недостает времени для того, чтобы заняться собой. Но в них много любви, желания помочь близким, окружающим, ученикам. И ученики платят им за это ответной любовью.

Самым часто встречающимся словом в сочинениях о любимом учителе было слово справедливость. Ученики ждут учителя, который будет справедлив: в меру строг, с пониманием отнесется к возникающим проблемам, но сможет понять, что для ученика важно и сумеет повести его по пути реализации его предназначения.

 

Ведущий предлагает записать произнесенные самые главные ключевые слова. Они лягут в основу ступеней, которые приведут в Храм Гармонии и Любви.

 

3. Учителю, который хочет стать любимым и нужным своим ученикам, нужно развивать   творческое воображение. Веря в возможности детей, ему придется часто "дорисовывать" учеников и педагогические ситуации.

Ведущий предлагает участникам мастер-класса разбиться на четверки и рисовать на подготовленных листочках "Любовь и Радость". Это задание не имеет ничего общего с умением или неумением рисовать. Необходимо всмотреться в себя и решить, через какие прикосновения к бумаге можно передать Любовь и Радость. Зазвучит музыка Дебюсси, настраивающая на нежность и широту дыхания. Как только ведущий произнесет слова "Любовь и Радость", нужно будет передать свою работу своему соседу.

Звучит музыка. Начинается работа. Через некоторые промежутки времени в 2-3 минуты звучат слова "Любовь и Радость". Участники передают свои работы соседям. Слова "Любовь и Радость" звучат трижды. Трижды участники передают работы. После третьей передачи каждый участник получает свою работу дополненной идеями соседей.

 

Ведущий предлагает участникам дать название получившимся работам и рассказать о том, как изменился их замысел, как развили его, что нового внесли в него соратники по работе.

Участники рассказывают о том, что разрозненные на поле сердечки объединились в хоровод, взялись за руки, отчего Радость умножилась. На поле возникли цветы, засияла радуга. Появился человечек, протягивающий руки к Солнцу. Замысел развился, заиграл новыми гранями, подтолкнул к рождению интересного названия.

Ведущий предлагает участникам передать рисунки в работающие с ватмановскими листами группы. Это зодчие, которые из рисунков станут строить Храмы Знания, складывая из них ступени и окна.

 

4. Ведущий отмечает, что на многие вопросы учителя, вставшего на пусть самосовершенствования, отвечает принятый Манифест гуманной педагогики. Манифест предлагает за ответами обращаться к трудам классиков. Обратимся к записям ключевых слов и продолжим с ними работу. Ведущий предлагает участникам выписывать самые емкие и яркие, самые важные слова и словосочетания из читаемого текста Манифеста.

 "В образовательном процессе молодежь упорно отводится от высоких мировоззренческих взглядов, от поиска смысла жизни и предназначения, от понятия служения идеалам, от духовных запросов, от чувства совести, долга, ответственности. Обучающие процессы и их формальные последствия ставятся выше воспитательных. Из образовательного мира вытесняются задачи духовно-нравственного становления молодых людей. Превращаются в пустой звук понятия благородства и великодушия, добра и красоты, общего блага и духовного совершенства, любви и преданности, родины и общечеловеческих ценностей."

  • "Детей надо защищать от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр и развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций властей.
  • Воспитание наше станет мощным, если поймем, что у нас кроме него нет другого оружия против тьмы.
  • Воспитание станет защитным, если будем жить вместе с Ребенком в Свете и делами Света.
  • Воспитание станет победным, если оно будет направлено на раскрытие духовных богатств Ребенка.
  • Воспитание в это не светлое время есть спасение душ подрастающих людей.
  • Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.
  • Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…"

 

Обратимся к трудам классиков, к чему нас призывает Манифест. Это книга Януша Корчака "Как любить ребенка". 2012 год вдвойне памятный для Корчака. 70 лет назад он совершил свой беспримерный подвиг, пойдя на смерть вместе с воспитанниками и сотрудниками Варшавского Дома сирот. 100 лет назад в октябре 1912 года он пришел туда работать.

 1. Я хочу, чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое "не знаю" современной науки о ребенке.  
Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда.

Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные. Они решают, что ты, мать, дашь ребенку-грудь или вымя, воспитаешь его как человек или как самка, будешь руководить им или силой на вожжах тянуть за собою, будешь играть им, крошечным, и нежностью к нему восполнять ласки равнодушного или немилого мужа, а когда он подрастет, бросишь на произвол судьбы или станешь ломать.

3. Каждая капля твоего ребенка была дождинкой, снежинкой, мглой, росой, водой, мутью в городском канале. Каждый атом угля или азота связывался в миллионы разных веществ или разрушал эти соединения. Ты лишь собрала воедино то, что было. 
Земля, повисшая в бесконечности.

До ближайшей звезды - Солнца - 50 миллионов миль.

Диаметр маленькой нашей Земли 3000 миль огня с тонкой, всего лишь в 10 миль, остывшей оболочкой.

На тонкой скорлупе, заполненной огнем, посреди океанов-островки суши.
На суше, среди деревьев и кустов, мух, птиц, зверья-роятся люди.
Среди миллионов людей и ты произвела на свет нечто. Что же? Стебелек, пылинку-ничто.

Но это ничто - плоть от плоти морской волны, ветра, молнии, солнца, Млечного Пути. Эта пылинка - в кровном родстве с колосом, травой, дубом, пальмой, птенчиком, львенком, жеребенком, щенком.

В ней заключено то, что чувствует, видит, страдает, радуется, любит, надеется, ненавидит, верит, сомневается, притягивает и отталкивает.

Эта пылинка обнимет мыслью - звезды и океаны, горы и пропасти, -
все. Что есть содержание души, как не целая вселенная, только в иных масштабах?
 Таково извечное противоречие человеческой натуры, которая возникает из праха и в которой живет Бог.

4. Ты говоришь: "Мой ребенок".

Нет, это ребенок всех - матери и отца, дедов и прадедов.
Чье-то далекое я, спавшее среди предков, чей-то истлевший, давно забытый голос вдруг зазвенел в твоем ребенке.

Триста лет назад, во время войны или мира, в калейдоскопе перекрещивающихся рас, народов, классов кто-то овладел кем-то - по обоюдному согласию ли, насильно ли, в минуту вожделенья ли, любовного упоения ли, обманул ли, соблазнил ли, - никто не знает кто, когда, как, но Бог записал это в книге судеб, и антрополог уже гадает по форме его черепа или цвету волос.

Иной раз впечатлительный ребенок выдумывает, что он - подкидыш,
чужой в родительском доме. Так и есть: тот. чей образ он повторил, век тому назад умер.

Ребенок-папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием.

Страшный закон. Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он кует первое звено в бессмертной цепи поколений. Ищи спящей частицы себя в этом твоем чужом ребенке. Может, ты и найдешь ее, даже, может, сумеешь развить.

10. Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений. 
"Послушный, воспитанный, добрый, удобный..."

И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни.

 13. ... воспитание ребенка - не приятная забава, а работа, в которую нужно вложить усилия бессонных ночей, капитал тяжелых переживаний и множество размышлений...

Не отрекайся от этих ночей. Они дают то, чего не даст книжка, чего не даст никакой совет. Потому что ценность их не только в знаниях, но и в глубоком духовном перевороте, который не дает вернуться к бесплодным размышлениям:
что могло бы быть, что должно быть, что было бы хорошо, если бы... но учит действовать в тех условиях, которые есть.

Во время этих ночей может родиться чудесный союзник, ангел-хранитель ребенка - интуиция материнского сердца, предвидение, которое складывается из воли исследователя, мысли наблюдателя, незамутненности чувства.

 38. Всякий раз, видя в комнате, крашенной белой масляной краской, среди белых лакированных предметов белого ребенка в белом платьице с белыми игрушками, я испытываю неприятное чувство: в этой хирургической палате, ничуть не похожей на детскую комнату, должна воспитываться бескровная душа в анемичном теле. ...

Может, более подробные исследования покажут, что перекармливание нервов и тканей светом так же вредно, как недостаток света в мрачном подвале.

Желая уберечь ребенка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия.

 40. Половина человечества лишена права на существование: ее жизнь - несерьезна, стремления - наивны, чувства - мимолетны, взгляды - смехотворны. Действительно, дети отличаются от взрослых, в их жизни кое-чего недостает, а чего-то больше, чем в нашей, но самое это отличие от нашей жизни доказывает ее реальность. 
Что сделали мы для того, чтобы понять эту реальность и создать условия, в которых ребенок мог бы развиваться и расти?

 

Участники выписывают ключевые слова и выражения и передают их в группы "зодчих", "строителей Храмов". Их записи становятся кирпичиками стен и ступенями.

 5. Важное свойство, которое должен воспитать в себе учитель - творящее терпение.

 Ведущий предлагает участникам работать на вырезанных из бумаги разноцветных листьях деревьев.

Выберите себе предмет-талисман, который будет помогать Вам сохранять и воспитывать творящее терпение: им может стать ластик, кольцо, фигурка. (Делается пауза для того, чтобы участники могли сделать выбор).

  • Напишите его название на листе.
  • Напишите как можно больше его определений (1-2 минуты).
  • Напишите как можно больше его функций (1-2 минуты).
  • Напишите предложение с этим словом из 4 слов так, чтобы все они начинались на одну и ту же букву.

 Участники выполняют задание. Ведущий предлагает им прочитать, что у них получилось. Участники делятся друг с другом тем, что им помогает воспитывать в себе творящее терпение. Некоторые говорят о том, что не могли выбрать предмет и писали о музыке, напевах, собственных руках.

Участники передают листья с записями "зодчим", которые рассаживают рядом с Храмами деревья педагогической любви, каждый из листьев которых - подсказка того, как воспитывать в себе творящее терпение.

 

Второй этап занятия

 

Зодчим предлагается завершить строительство Храмов и дать им названия. В то время как "зодчие" строят Храмы, ведущий начинает второй этап занятия: анализ предложенных приемов работы.

 

  1. Анализ установки. Прием, предлагаемый Ш.А. Амонашвили, мобилизует и настраивает на работу.
  2. Чтение письма и запись ключевых слов производит самонастройку участников, включает их личный опыт в соразмышление над поставленным вопросом.
  3. Прием коллективного рисования родился из двух наблюдений: первый из них - рассказ учителя рисования в Литве о том, что задания рисования абстрактных понятий развивает представления о символах, мобилизует творческую активность (задания "Нарисуй четверг" или "Составь письмо в будущее", когда не будет нашего языка и нам понятных буквенных знаков). Второе наблюдение сделано на Педагогических чтениях в Калининграде: обмен работами в ходе коллективного творчества. Ведущий предлагает участникам обнаружить "подводные камни", сложности, которые могут возникнуть при выполнении задания, и рассказать о своих открытиях в ходе его выполнения. Обсуждается, возможно ли испортить чужой замысле, что нужно сделать, чтобы этого не случилось, насколько важна установка, атмосфера, которую сумеет создать учитель, чтобы никому не захотелось "пошутить" над замыслом другого. Участники отмечают что задание помогло им почувствовать друг руга, удивиться тому, как творчески и глубоко был прочувствован их посыл, как интересно развит замысел, каково было удивление при открытии того, что       окружающие понимают его, мыслят сходно, как приятно находиться в состоянии сотворчества.

На этапе придумывания названия был угадан метод, предложенный и развиваемый В.Г. Ниорадзе.

  1. Во время чтения Манифеста и поиска ключевых слов педагогического созвездия развивались элементы конспектирования, умения выделять главное, поиск в звучащем тексте созвучного собственному внутреннему состоянию.
  2. Эпизод выбора предмета, помогающего в воспитании творящего терпения был подсказан ученицей 10 класса города Артемовска, написавшей на конкурс научных       ученических работ исследование о русском космизме о взглядах Вернадского, Флоренского, Чижевского. Пытаясь провести анализ уровня сознания старшеклассников и учителе, она обратилась к традиционным тестам Торренса, разработанным для исследования уровня творческих способностей, но применила их по-своему, по-своему прочитала полученные результаты. Грамотно составленный психологический тест должен быть составлен так, чтобы не было ясно, что он собственно исследует. Задания по выбору предмета, называнию его свойств и функций выявляют акцентуацию личности. С помощью такого опроса можно многое узнать об учениках: насколько развито у них творческое воображение, на что направлено сознание. Выполнение задания в пределах мастер-класса позволило учителям обменяться опытом воспитания творящего терпения.

 

В заключении дается слово "зодчим", которые обобщили полученные материалы и создали Храмы. У каждой из групп возникли свои акценты, создались Храмы Любви, Детства, Света, Гармонии, Мудрого Учителя. Материалы, послужившие основой их создания, представляют зримый конспект, который защищается "зодчими". Каждая группа в основание положила свои ключевые слова, служащие ступенями Храма. Каждая их групп представляет свой путь к Храму через любовь, терпение, веру к гармонии, свету, красоте, духовности.

Участники объясняют, какие из понятий оказываются основополагающими, делают вывод о том, к чему в себе должен обратиться учитель для того, чтобы соответствовать тем ожиданиям, которыми наполнены души и сердца их учеников.

 В завершении встречи читается эпизод Притчи об Учителе Ричарда Баха (из книги "Иллюзии, или Приключения Мессии Поневоле" в переводе Игоря Куберского)

Однажды человек, которого многие почитали как Учителя, на вопрос людей о том, как им жить спросил, чтобы они сделали, если бы Бог попросит их умереть. Люди ответили:

 "Это честь быть повешенным,
это слава быть пригвожденным к дереву
или быть заживо сожженным,
если Бог того пожелал", -
сказали они.

30.
"А что бы вы сделали, -
сказал Учитель толпе, -
если бы Бог обратился к каждому
из вас и сказал бы прямо в лицо:
"Повелеваю, чтобы ты был
счастлив в этом мире, покуда жив".
Что бы вы тогда сделали?

31.
И толпа молчала,
ни голоса, ни звука не было слышно
по холмам и долине и дальше,
где стояли.

32.
И учитель сказал в тишине:
"На тропе нашего счастья
обретем мы знание, ради которого
выбрали мы эту жизнь.
Вот что узнал я сегодня,
И мой выбор - покинуть вас теперь,
Чтобы вы шли собственной тропой,
Той, какая вам ближе".
---