VII ВСЕУКРАИНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 17 - 18 ноября 2012 г.Доклад А.А.Лебеденко "Духовный гуманизм учителя как способность восходить в будущее"
Очень важно, дорогие коллеги, серьезно подумать и вникнуть в семантику понятий: учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания и в др. базисные категории гуманной педагогики которые являются этическим остовом и нравственными скрепами Школы Жизни. Атмосфера доверия, сотрудничества и самовоспитания в школе возможна только на основе сознательной дисциплины любви. И аксиома «любовь воспитывает любовь» есть истина Школы Жизни. Вера учителя в силу гуманной педагогики делает его прекрасномыслящим и открытым к допущениям истины. Мудрость Индии говорит: Кто следует путями истины, тот должен понимать допущение совершенствования материи. Полезно в школах учить беспредельности совершенствования.
Так как педагогический процесс явление исключительно субъективное, то мировоззрение учителя – это самый главный воспитывающий и образовывающий магнит школы. Возвышенное, расширенное сознание учителя помогает систематизировать свой внутренний мир и по законам гармонии, красоты, радости облагородить образовательный процесс. Мировоззрение учителя – это наше внутреннее зрение, педагогические глаза сердца и духа. В гуманной педагогике именно в этом основа – расширить миропонимание учителя до восприятия ребенка в четвертом измерении. Как только этот момент истины происходит, то ученик воспринимается многомерно: он Явление Света, он носитель благородной миссии, он обладатель беспредельной энергии духа и при мудром водительстве учителя ученику все под силу.
Только при таком восприятии ребенка мы начинаем творить и открывать в себе ту замечательную педагогику, которая соответствует нашему возвышенному мировоззрению. При этом мы становимся на ступень мучительно-творческих людей, ищущих в себе нечто необычное и неповторимое, что утверждает учителя на перспективном и оптимистическом взгляде на ребенка. Так, дорогие коллеги, и допускается в сердце каждого из нас духовность, которая и есть путь к расширению педагогического сознания. Особенностью гуманной педагогики является то, что в сердце учителя выращивается духовный облик Ребенка. С точки зрения классической педагогики нужен именно такой духовный взгляд на ребенка, так как наша педагогическая вера в этом случае неограниченна и беспредельна по отношению к любому ребенку как личности и как индивидуальности.
В свое время на таких постулатах творили классики педагогики. Мечтая о более совершенном обществе, они шли путем просвещения и воспитания народа. Классики допускали и утверждали в своих сердцах, в педагогической деятельности, в жизни своего народа, три драгоценные жемчужины любви:
1. Постоянное стремление школы к высоким Идеалам.
2. Доброжелательность, дружелюбие и благую волю сердца в деятельности педагогического коллектива.
3. Труд и радостную кооперацию в жизни школы.
В мировой педагогической практике были положительные опыты создания таких школ, например:
- мужская школа-гимназия К.И.Мая на Васильевском острове Петербурга (вторая половина XIX века и начало XX века). Её возглавил талантливый педагог-практик, Карл Иванович Май (1820–1895). Основным девизом школы было изречение Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить»;
- трудовые колонии-коммуны Антона Семеновича Макаренко в XX веке;
- Павлышская средняя школа Василия Александровича Сухомлинского и др.
В предисловии к книге «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинский (1918-1970) писал: «Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога»[1].
У Василия Александровича была классическая биография педагога советского времени: крестьянская семья – школа – пединститут – учитель в деревне (жена, братья, сестра – тоже учителя) – фронтовик (жена и сын замучены гестаповцами) – принят в члены КПСС – после войны директор школы – заведующий районо – защита кандидатской диссертации – Звезда Героя Социалистического Труда – два ордена В.И.Ленина – медали К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко – Государственная премия и звание Заслуженный учитель УССР – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.
Однако В.А.Сухомлинский постоянно подвергался в советское время партийной «критике» за «абстрактный гуманизм», «непоследовательность», «отступление от общепринятых положений передовой советской педагогики» (Б. Лихачев). Его вынуждают изменять тексты работ, которые не удовлетворяют официальных рецензентов: «концепция, которую В.А.Сухомлинский проповедует в ряде органов нашей печати, получила весьма широкое распространение в массах учительства и в настоящее время представляет собой реальную угрозу как сила, поворачивающая педагогическое мышление в сторону буржуазной теории свободного воспитания»[2].
В письме профессору Э.Г.Костяшкину, написанного 24 августа 1967 года после публикации очередной «критической» статьи, Василий Александрович пишет: «Вы, конечно, знаете, что «Учительская газета» опубликовала статью, резко направленную против моих «Этюдов о коммунистическом воспитании». Было бы глупой самонадеянностью считать этот труд свободным от ошибок. Но статья («Нужна борьба, а не проповедь»), по-моему, выходит за рамки научного спора, ее тон недостоин честной дискуссии, в ней – грубая брань. Меня очень поразило, что мне приписывались взгляды, которые я никогда не разделял»[3]. По этим причинам книга В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям» была направлена в издательство ГДР «Фольк унд Виссен» и впервые увидела свет там, в 1968 году и на немецком языке.
Все это, конечно, не проходило бесследно для здоровья педагога новатора. Василий Александрович через два года уходит из жизни, сполна отдав детям свое израненное сердце. Нам же он оставил громадное педагогическое наследие (2211 наименований произведений)[4], мудрые, добрые книги и некоторые тайны. С.Л.Соловейчик писал: «Сухомлинский не так прост, как иным кажется при беглом чтении. Это педагог мирового класса ˂…˃ Он так же загадочен, как и все воспитание»[5]. Да, много тайн оставил нам В.А.Сухомлинский: «Наш долг, – пишет М.И.Мухин, – двигаться по пути разгадок того великого и неординарного, что оставил В.А.Сухомлинский»[6].
Наибольшая из этих тайн та, считает В.А.Сухомлинский, что «ребенку присуща способность жить сердцем»[7], и поэтому он понял: «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»[8]. Как это делать? Для этого следует учить молодого человека познавать себя и воспитывать себя, и при этом цитировал любимого им писателя Ф.М.Достоевского: «Найди себя в себе, подчини себя себе; овладей собой»[9]. Василий Александрович любит этот сердечный язык «тонких человеческих отношений»[10] и приглашает всех к совместному труду – труду сердца. «То же самое можно было бы отнести и ко всему вышедшему из-под пера В.А.Сухомлинского – в них следовало бы видеть, образно говоря, «философию сердца», обращенную к людям всех возрастов и всех родов занятий»[11], – пишет Л.В.Голованов в предисловии к книге «Не только разумом, но и сердцем».
Гуманизация педагогики без философии сердца не может состояться. И.И.Кальной отмечает: «Философия абсолютно необходима в сфере творческой деятельности, где человек сталкивается с нестандартными проблемами и где он может реализовать свою свободу, решая эти проблемы» и наоборот, философия, а тем более сердца, не представляет никакой ценности «пока люди заняты в сфере репродуктивной деятельности в рамках культуры традиционного общества»[12]. Видимо это одна из причин недоброжелательства критиков к В.А.Сухомлинскому, ведь Героя Прометея может понять только тот, кто и сам в сердце своем – герой духа. Именно дух героизма призывает философию сердца в педагогическую среду и тогда инициируется познание и самопознание, тогда существует потребность открыть «дальнюю перспективу»[13] (А.С.Макаренко) и утвердить будущее в настоящем. Будучи душой педагогическойкультуры, философия сердца – спутница мастерства педагога. Учителю в этом помогают идеалы. Тем более, что Идеал – это жизненное кредо каждого Мастера.
Закон жизни непреложен: человек, который в поиске «дальней перспективы» стремится познать беспредельную глубину собственного микрокосма, непременно должен: во-первых, быть готовым вдохновиться Идеалом; во-вторых, быть способным утверждать принятую концепцию Идеала в повседневной жизни; в-третьих, сознательно допустить руководство со стороны Идеала собственным поведением; в-четвертых, быть готовым принять терновый венец, которым отмечает невежественная толпа своих Благодетелей – это и есть та простая методика раскрытия сердца, заповеданная древними мудрецами как «дивное в сердце делание». В Гуманной педагогике этот закон является основой образования сердца. Закон суров и непреложен, но он – пища сердца героев духа. «Коллеги, только жизнь героя духа приличествует нам!»[14], – утверждает автор Школы Жизни Ш.А.Амонашвили.
Создание Идеалов в народе интуитивно издавна приветствуется и является одним из самых эффективных способов воспитания и самовоспитания. Идеалы получают различные реализации в соответствии с характером и особенностями народа. Ценность Идеала Учителя, Героя, Подвижника никоим образом не уменьшается ни из-за отсутствия исторических данных, ни из-за несовершенства доказательств подлинности манускриптов. Многие из рассказываемых историй могут не быть исторической правдой, но являются правдивыми этически и нравственно.
Философ И.А.Ильин называл это «созерцающим вчувствованием» и писал, что идеальное содержание может «мыслится, или желается, или воспринимается чувственно, или видится в мечте, или же рисуется, лепится, поется, строится, выговаривается в слове или совершается в виде поступка. Созерцающее вчувствование может предаться любому жизненному содержанию или любому предмету, – воспринять его и культурно-творчески претворить его. При этом оно всегда обращено к реальностям, которые избираются и воспринимаются силою духовной любви»[15]. Эта «сила духовной любви» к Идеалу нацеливает людей на культивирование в себе нравственных качеств: терпимости, сострадания, доброжелательности, дружелюбия, искренности, радости, торжественности, сердечности и др. Она же и предостерегает о различных неустойчивых свойствах ума и взращивается непоколебимо в сердце устремленного человека. Народная педагогика утверждает: «Достойное поведение выше всякого богатства» (балкар.); «Прощающий – благороден», «Прощение от могущества» (осет.); «Снисходительность дополняет щедрость», «Будь милостив к тем, кто ниже, слабей тебя» (кабард.), «Умом далек, да сердцем близок» (рус.).
Особенно рекомендуется народной традицией умеренность и равновесие при подготовке человека к высшему предназначению: через овладение низших потребностей своей личности. Народные воспитательные традиции проповедуют идею долготерпения как достойную черту характера каждого человека. Особенно она подчеркивается для младших при их общении со старшими. У всех народов обычай уважения к старшим есть один из древнейших и генетически связан с культом предков. Проявляется он в глубоком и искреннем почитании Учителя, Героя, Подвижника, Наставника и даже старших по возрасту или опыту людей, а также родителей. В народном афористическом творчестве Они предстают как источник Мудрости, Знания, Добродетели и Светочи: «В семье, где нет пожилого человека, нет нравственности; а в семье, где нет молодого человека, нет счастья», «В доме, где нет старших, много плача», «Молодого наставляют, а старого разве поучают?», «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи», «Молодые дерутся, старшие советуются», «Старшего не окликают, его догоняют» (адыг.); «Где нет старшего, нет и младшего» (абазин.); «Старшему нос подотри и держи его для совета» (карач., балкар.); «Пусть слаб старик и беспомощен, но держи его при себе как советчика», «Много живший много знает», «Не станет сам старшим не слушающий старшего», «Очаг не светит в той семье, где нет старшего» (балкар.); «Кто старшего не послушается, в большую яму упал» (чечен.); «У старика вытри нос и спроси у него совета» (осет.); «Старый человек стоит четверых» (чуваш.); «Хочешь в чем-нибудь добиться успеха - посоветуйся с тремя стариками» (кит.); «Не поступающий по словам стариков до старости не будет удачливым» (крым. татар.)[16]. Можно только сожалеть, что народный Идеал сегодня в России востребован на уровне инициативы одиночек патриотов-искателей. В этой области, как и во многих других, достоин внимания опыт народов Юго-Восточной Азии, отличающихся стремлением творить все во благо человека, страны, мира, будущего. Культивируемые ими тысячелетние традиции и нравственные ценности одухотворяют современную восточную цивилизацию. Наряду со специальными знаниями детям даются в школах традиционные нравственные ценности. К примеру, в Южной Корее изучают «26 добродетелей» – квитэссенцию этнопедагогических основ корейского народа. В старших классах они изучают курс «Национальная этика». Аналогичные ориентации культивируются в Индии, Китае, Японии, Сингапуре, на Тайване. Все они корнями связаны с народной системой этических норм, пробуждающих верность долгу, честность, почитание старших, бережность, смирение.
Все народы учили о подвижниках, о героях. Народ, в сердце которого живет мысль о подвиге – на пути совершенствования, и чем жизненнее Идеал его, тем короче путь к сердцу. «Наш Педагог, любезные мои, подобен Богу, Своему Отцу, которому Он является Сыном ˂…˃ Это – исполнитель воли Отчей, Бог в видимом образе. Таков безукоризненный наш Идеал; к духовному с Ним сходству считаем мы своей обязанностью изо всех сил стремиться»[17], – так пишет Климент Александрийский об Идеале Педагога – Иисусе Христе.
Взаимодействие двух и более устремленных к Идеалу сердец, высвобождает дополнительно мощную психическую энергию каждого члена коллектива. В психологии это явление обозначили синергическим эффектом или эффектом «2+2=5»[18]. Людей устремленных к Идеалу называют светлыми людьми, дающими жизнь. «В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ˂…˃ Свет есть невидимое Пламя, который не горит, но воспламеняет все, до чего он касается, и дает жизнь» [Иоанн. 1:3]. Где жизнь – там и радость сердца.
Радость – это чувство Жизни, устремленного к Идеалу сердца. Радость возвышению и просветлению духа – совесть человека. Индикатором совести есть чувство радости. Безрадостная педагогика – это следствие, а причина – отсутствие в школе учителя-подвижника. Дети от рождения ищут горящее сердце Данко, мужественного Прометея, Героя Духа.
Именно Человек с «Сердцем Данко» – Идеал детей. В письме Максиму Горькому А.С.Макаренко пишет: «В Ваших книгах я нашел для себя педагогические откровения. Не может быть воспитания, если не сделана центральная установка о ценности человека»[19]. А в скорбные дни прощания с Великим писателем Антон Семенович пишет: «Моя жизнь прошла под знаком Горького»[20]. Максим Горький – творец А.С.Макаренко и его воспитанников. Видим, что одухотворяет педагогику – Идеал, Герой Духа. Идеал инициирует ту практическую силу, которая задает субъекту меру рассудочности, формирует его ориентиры на проект цели, определяет задачу и обеспечивает выбор средств, необходимых для достижения цели. Классик немецкой философии Г.Гегель (1770-1831) считал, что «Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине»[21]. Идеал всегда ориентирован на социальноодобряемый результат. Мыслитель, педагог, врач Н.И.Пирогов (1810-1881) писал о себе: «Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высочайший Идеал веры. И, принявшись за Евангелие ˂…˃ я нашел для себя этот Идеал»[22]. Устремление к более совершенному во всех проявлениях – это та же «умносердечная молитва» Святых Отцов, «та же тонкая боль познающего сердца, то же восхищение духа»[23]. Устремление к Прекрасному – это та энергия, которая необходима для слияния с выбранным для себе Идеалом[24]. В этом и «целесообразность, или соответствие всех мыслей и поступков человека с целью далекой»[25], т. е. Идеалом. Английский историк и философ Томас Карлейль (1795-1881), автор концепции «культа героев», пишет: «Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот Идеал»[26]. Идеал (франц. idéal, от греч. idéa – идея, первообраз) как идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельность человека лучше понятен восточному человеку, в чем смогли убедиться и продемонстрировать в своей жизни Рерихи.
Систематизация и изучение многогранного наследия семьи Рерихов, дальнейшее развитие их педагогических идей позволяет использовать заложенную в этом наследии мудрость на нынешнем этапе эволюции, когда каждый из нас в отдельности, и все мы вместе должны искать пути к воспитанию более совершенного человека.
Академик Николай Константинович Рерих, директор Школы общества поощрения художеств, самого крупного в свое время художественного среднего учебного заведения России, считал, что в педагогике новой школы должны быть ярко выражены три основы воспитательного строения, или три сферы единой педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. К ним следует отнести:
– осознание постоянного присутствия в бытии высочайшего Идеала;
– кооперативное мирное строение жизни;
– доброжелательность, дружелюбие и благоволение сердца.
Н.К.Рерих писал: «Без этих трех основ строение невозможно. <…> Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к таким же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле»[27].
«…Воспитание детей может быть поручаемо лишь человеку, действительно образованному, имеющему в своих предметах основательные познания и вполне обеспеченному, чтобы не рассеиваться в отыскании побочной работы. <…> Нужно воспитать народное сознание в истинном понимании, что такое труд во всеобщее благо»[28].
«Именно учителя, в стремлении к миру всего мира – к Культуре – могут совершить завоевание, мирное и великолепное»[29].
«Основы Этики и Культуры всюду нужны. Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос. <…> Все это не отвлеченность, но великая основная реальность. <…> Дума о Культуре есть Врата в Будущее»[30].
На этих основах, без которых «строение невозможно», в образовательном пространстве школы созидается наилучшее будущее, и предпосылать принципы ее построения следует не отвлеченно, а в полном соответствии с жизненными реальностями. Человеку реалисту нужно, по мысли П.А.Флоренского, обрести духовное целомудрие. Иными словами, найти пути к единению со своей высшей природой, космосом, всем человечеством. В этом путь спасения человека и мира. И пройти по этому пути человек может лишь через осознание красоты и ее претворение в жизни каждого дня.
Также и вклад педагогической мысли Елены Ивановны Рерих в образовательное пространство человечества чрезвычайно важен и приобретает все большую актуальность. Спустя годы, воспитав двух гениальных сыновей, известных всему миру ученого-востоковеда – Юрия Николаевича Рериха и художника, общественного деятеля, ученого-естествоиспытателя, педагога – Святослава Николаевича Рериха, преодолев совместно с супругом, профессором Николаем Рерихом, многотысячные километры Центрально-Азиатской экспедиции, прикоснувшись к красотам гималайских вершин, изучив культуру народов Востока, Елена Ивановна призывает нас к духовным восхождениям и принятию основополагающих принципов самосовершенствования.
Во-первых, она призывает нас усвоить великое значение творческой мысли, открыть собственное сознание и освободить сердца от всех предрассудков, предвзятых и навязанных понятий. Во-вторых, так как мысль в сущности своей безгранична, и лишь наше сознание ставит ей предел, то следующей ступенью самосовершенствования заключается в расширении нашего сознания. И, в-третьих, только когда заложены основы сознания и очищено сердце, учителю следует приступать – к развитию творческой мысли и энергии деятельности учеников на пользу человечества[31].
Затем, несколько позже, в педагогическом очерке «Три ключа»[32] она пишет о самом трудном и сложном, что есть в жизни человека – о внутренней работе, нравственном совершенствовании и воспитании сердца. Пишет легко, ясно и доступно. И эта особенность дает автору убедительность и привлекательность. Педагогический очерк «Три ключа» хранится в архиве Международного Центра Рерихов и был написан Еленой Ивановной в тридцатые годы XX века. Обращаясь в первую очередь к молодым сердцам, способным воспринимать ребенка многомерно и ответственно она завещает: «Дорогие и юные мои друзья! Эти три ключа не на других планетах, не в иных звездных мирах, а в самом человеке <…> Именем своей любви к вам я напомню вам о путях, ведущих к овладению этими ключами. Имена их: ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, ЗНАНИЕ. Запомните эти пути, идите по ним и укажите другим»[33]. В очерке «Три ключа» Е.И.Рерих дает, по сути, программу воспитания и образования детей. Основные ее принципы заключаются в следующих мудрых заветах на путях самовоспитания: «Жизнь и Любовь – это могущественная сила, благодаря которой все существует во Вселенной. Любовь – это сила, правящая миром: все, что делается ради нее – обладает силой мирового закона. Лишь любовью ко всему ты сможешь победить зло. Неси любовь всюду, куда ты идешь. Ты скоро поймешь, как она тебе поможет на всех твоих путях.
Будь чист и пусть любовь изливается через тебя, как аромат струится из цветка. Прими твердое и непоколебимое решение стать выражением любви и готовности помогать всюду, где ты можешь делать это. Пусть твоя жизнь будет лучом радости для других. Отыскивай в своей душе алмазы, которые ты мог бы положить в сокровищницу общего блага.
Пусть твоя душа будет всегда излучающей свет и благость, теплоту и сострадание, бодрость и желание помочь ближнему. Тогда ты почувствуешь, как трудные дела теряют свою тяжесть, и мрачные одеяния страдания превращаются в белоснежные покрывала чистой лучезарной радости.
Каждую неудачу и горький опыт преврати в ценнейший урок, который послужит тебе руководством в дальнейшем.
Будь как солнце, щедро разливающее вокруг себя свет и бодрость.
И так всегда, каждой минутой твоей жизни подымайся все выше и выше. Знай, на трудных подъемах получишь руку помощи.
Сама жизнь есть движение. Вперед или назад. Каждой мыслью, поступком, действием ты двигаешься. Если они направлены к добру, ты идешь неизменно вперед.
Радуйся всему, в чем выражена красота. Радуйся последним лучам заходящего солнца. Радуйся первым бодрящим лучам утренней зари. Радуйся – и свет солнца будет в твоей душе ярче, и далекие миры будут ближе.
Искорени в себе чувство эгоизма. Не будь должником перед природой. Она тебя наградила великими дарами.
Чем больше будет твоя помощь людям, тем значительней и шире будет твой ум, твоя душа, тем легче и для тебя будут тяжелые подъемы.
Будь честным и приветливым. Развивай в себе чувство благородства и в общении с людьми будь вежлив и прост.
Всегда прощай и отвечай любовью на ненависть. Лишь этим ты сможешь победить.
Прошу Вас явите готовность пройти все препятствия, ибо каждое преодоленное препятствие ведет к укреплению и будущей победе. Полюбите трудности и, сказав: "Благословенны препятствия, ибо ими растем", мужественно, окрыленные духом устремления, в сознании величия бесконечного совершенствования творчества жизни, устремитесь к свободе сознания, к расширению сознания, к утончению мысли, устремитесь в зовущую Вас Беспредельность — Беспредельность жизней, Беспредельность достижений, Беспредельность познания, Беспредельность строительства, Беспредельность Красоты!
Мои молодые друзья, услышьте зов творческой Беспредельности!»[34].
В этой связи ценен педагогический опыт ее сына, С.Н.Рериха – выдающегося художника, философа, ученого-естествоиспытателя, исследователя культуры Индии, всемирно известного общественного деятеля, принимавшего самое активное участие в становлении одной из ведущих школ Индии, созданной в
Во всех коридорах и классах есть доски, на которых цветными мелками раз в неделю пишутся изречения этически-философского содержания, например: «Чем выше цель человека, тем лучше его деяния, тем лучше человек», «Главное – не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего», «Переделайте себя, если вы хотите переделать весь мир», «Вы должны воздержаться думать о тех, о ком вы не можете думать хорошо», «Побеждай любя – и ты победишь все», «Ищи радостно – и все ответит тебе», «Есть предел словам, но нет границ чувствам и вместимости сердца», «Молчание – это великое искусство вести беседу», «Мы всегда окружены тем, о чем помышляем», «Истина – единственный источник мужества», «Будем всегда стремиться к Прекрасному!»[37]. Читая эти высказывания великих людей, дети имеют возможность самостоятельно или вместе с учителем подумать и обогатить сознание мудрыми мыслями. Кроме того, дети ведут дневники, в которых есть страница для записи как понравившихся, так и собственных изречений. С ребятами регулярно проводят нравственные беседы. Они пишут домашние задания, в которых размышляют о жизни и смерти, добре и зле, мужестве и малодушии… Всем детям советуют в течение дня проводить один час в молчании.
Дети обучаются в школе с трех лет. Принимают всех желающих, причем директор беседует с каждым поступающим и записывает свои наблюдения, которые ведет до окончания ребенком школы. В настоящее время в школе учится около 3000 человек. Школа размещается в двух зданиях, которые называются «Прогресс» и «Гармония». Классы по 30–35 человек. День начинается с поднятия школьного флага, когда все собираются во внутреннем дворе школы на спортивной площадке для пятиминутной молитвы. В Индии все дети приучены к молитвам.
Малыши много занимаются рукоделием, рисованием для развития моторики кистей рук. Рисуют не только кисточкой или карандашом, но и просто пальцами. Много поют и танцуют. Языки начинают учить с трех лет. Изучают природу. С малышами проводят специальные занятия, на которых они учатся говорить, пересказывая истории и сказки. Раз в неделю каждый ребенок должен провести определенное время в читальной комнате библиотеки, где он самостоятельно учится работать с книгами, конспектирует, занимается самообразованием.
Особое внимание в бангалорской школе уделяется развитию трудовых и художественных навыков. Дети с раннего возраста работают на земле, выращивают цветы, сельскохозяйственные культуры и очень много трудятся в различных мастерских. Они расшивают ткани, занимаются мозаикой, дизайном, учатся танцам, музыке, декламации, игре на музыкальных инструментах. У них есть самодеятельный театр, хор; они выпускают журнал, радиогазету; устраивают большие спортивные и музыкально-танцевальные праздники. В школе действует система патронажа старших над младшими. Малышами фактически занимаются старшеклассники, а учителя руководят этим процессом и помогают при возникновении затруднений. По субботам директор и учителя проводят встречи с родителями и дают им рекомендации по воспитанию. Преподавателей в школу подбирают по двум критериям: они должны любить детей и иметь широкое мировоззрение, т.к. с начала обучения в школе в детях воспитывается веротерпимость. Также в детях с самого раннего возраста в очень простой и доступной форме воспитывают безбоязненное отношение к смерти. Например, пожилой учитель может так объяснять маленькому ученику: – Я уйду, но скоро снова вернусь и буду маленьким мальчиком, и мы будем вместе с тобой играть.
Учитывая высокий уровень подготовки выпускников бангалорской школы и осуществляя принцип преемственности начальной, средней и высшей школ, в Бангалорском университете открыт колледж для учеников, окончивших школу имени Ауробиндо Гхоша. Этот колледж готовит преподавателей, способных продолжить распространение интегрального образования в других школах. «Почему так важны поиски и культивирование красоты? – пишет С.Н.Рерих. – Потому что это поиски чего-то более совершенного, чего-то такого, что выше нас, что выходит за пределы повседневности. Подобный лаборатории духа, великий поиск более совершенной жизни, высокого идеала, которому можно следовать и к которому можно стремиться.
Если мы ставим перед собой высокий идеал и тянемся к нему или через молитву, или в эстетическом устремлении, то мы притягиваемся к качествам этого идеала и наша внутренняя творческая энергия преображает нас в более совершенного, более возвышенного человека. Красота – это гармония, через красоту мы вносим гармонию в нашу жизнь и совершаем свое восхождение»[38]. По воспоминаниям директора Школы имени Ауробиндо Гхоша, госпожи Адити Васиштхи, доктор Святослав Рерих любил приходить к ним и всегда подчеркивал значимость именно внутреннего качества жизни. Он говорил о важности образования, особенно – образования детей. Его присутствие вносило благодать в атмосферу учебного процесса и вдохновляло всех его участников.
В
В беседе с преподавателями из Новосибирска и Свердловска, состоявшейся в Москве 24 октября
Самое главное в воспитании – надо представлять этого будущего более совершенного человека. В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Они принимаются и входят в жизнь. И уже дети часто учат своих родителей, и получается общий подъем. В школе широко цитируются мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны.
Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут приходить новые люди и они будут влиять на окружающую среду. <…>
Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. <…> Добро должно быть активное. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растем и только так растем! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение. И это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево. <…> Если что-то посажено правильно, оно будет расти и развиваться. Если дело жизненно, оно всегда разрастается. Лучше этой работы нет, и не найдете! Потому что лучший подарок, который человек может дать своим ближним, – это стать лучшим человеком»[39].
Английский философ А.Безант (1847-1933) считала, что «идеал есть положительная ментальная концепция возвышенного вдохновляющего свойства, предназначенная для руководства поведением»[40]. Создание такого Идеала является одним из самых эффективных способов воспитания и самовоспитания. Идеал может получить различные реализации в соответствии с характером и особенностями человека, который создает его. Ценность Идеала значительно зависит от притягательности сердца человека, ведь то, что привлекает один характер, совершенно не обязательно является притягательным для другого. Абстрактный Идеал и Идеал, воплощенный в личности, одинаково хороши, если рассматривать их с позиций Общего Блага. Человек с интеллектуальным характером, скорее всего, предпочтет абстрактный Идеал, тогда как личность эмоционального характера будет требовать конкретного воплощения своих мыслей. Сердце человека определяет форму Идеала и либо сохраняет его как жизнеутверждающую устремляющую абстракцию, либо реализует в конкретной личности, коллективе, содружестве. Человек должен обдумать предназначение своей жизни, цель, к которой он стремится, и, руководствуясь этим в своем выборе, выделить качества, необходимые для достижения этой цели. Эти качества он должен объединить в единую концепцию – ясно представлять этого более совершенного человека. Он должен постоянно думать о новом человеке, о тех прекрасных качествах, которые этот благородный человек несет в себе и дает другим. Человек должен ежедневно повторять этот процесс объединения до тех пор, пока Идеал не возникнет ясно в уме, наделенный всей красотой высокой мысли и благородного характера, как фокус неотразимой привлекательности. Такой созидательный посев есть потребность духовного сердца. Человек интеллектуального склада сохранит Идеал как чистую абстракцию. Человек эмоциональный воплотит Его в конкретной личности, такой, как Кришна, Будда, Моисей, Христос, Мухаммад или некий другой Учитель Жизни. В этом последнем случае он будет изучать Его жизнь, Его учение, Его деяния, и Идеал будет становиться все более и более живым, более и более реальным для человека-мыслителя. В сердце его возникает любовь к этому Идеалу и устремление реализовать качества Идеала в настоящем. Когда в повседневности приходит соблазн и низшие желания требуют удовлетворения, притягательная оборонительная сила Идеала заявляет о себе, возвышенное борется, преодолевает и побеждает низменное, и воля человека-мыслителя становится сильнее, а сердце чище. Таким образом, человек, устремленный к Идеалу, пробуждает в собственном сердце духовный иммунитет. Серафим Саровский, «горячий молитвенник за весь мир», православный Святой Отец Чудотворец, пояснял: «Когда человек примет что-либо Божественное, то в сердце радуется»[41].
Человек, принявший Прекрасное в сердце, вооружается таким образом против эгоистических поступков, желаний, мыслей силой духовной любви к Идеалу. Стыдно оказаться недостойным Прекрасного, сердечное стремление иметь сходство с тем, к чему человек-мыслитель устремляется, а также общая установка и склонностью разума к благородным размышлениям фокусирует сознание на избранной Идее. Сфокусированная таким образом сила памяти, говорит: «Воздерживайся от низменного», подкрепляется положительной силой Идеала, призывающей: «Достигай героического». Сор желаний становится более и более неуместным. Сорняки естественным образом вытесняются из возделываемого сада сознания, из-за того что не могут дышать в этом чистом, ясном воздухе.
Таким образом, сердце человека-мыслителя живет подвигом. Чистыми мыслями рождается подвиг. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтоб народ был чистым? Нужно только сознательно принять Идеалы, чтобы они были рассадником украшения жизни. Каждый предмет может быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана соучастницей счастливой жизни. Кооперация поможет найти форму для каждого обихода. Где одному не найти решения, там поможет содружество. Не кулачные бои, но творцы будут гордостью страны Будущего. «Россия процветет искусством ˂…˃ Так искусство мышления нужно рассматривать, как здоровье народа»[42]. Искренность и правда, образуют желание Культуры. Культура сердца преуспеет при воспитании искусства мышления.
Е.И.Рерих, чуткий философ сердца, создатель многотомного фундаментального труда «Живая Этика», в котором рассудочность сознания уступает место «всесознанию-сердцу»[43] пишет: «Все высокие системы йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах. И единая концентрация, допускаемая им, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, и он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие избранного Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии. Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным. Как видите, все это совершенно совпадает с «умным деланием» и с учениями ранних отцов христианства. Читая «Добротолюбия», нахожу в них немало замечательных мест, отвечающих Учениям Востока»[44]. Автор Учения Жизни, прозревая будущее человеческого творчества, пишет: «Устремление к Идеалу, созданному в Огненном Мире, уявляется сильнейшим притяжением к Огненной Сфере, где живут эти Магниты – Представления и Идеалы»[45]. Все мыслители усматривали утверждение о назначении человека как подобие Силе Высшей. В чем же выявляется подобие Ей? Лишь в совершенствовании духа человек может уподобиться Высшей Силе. Назначение человека не может рассматриваться как нечто случайное. Также невозможно рассматривать проявленные формы однообразно, ибо на всех сферах существуют свои соответственные формы. То, что Творец создал человека по «образу и подобию Своему» – истина, которая прошла испытание временем. Будучи этим «образом и подобием», «человек, – писал В.С.Соловьев, – является естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединяющего божественного начала в стихийную множественность – устроителем и организатором вселенной»[46]. Иными словами – Бог творит через сердце человека.
Человек, познающий беспредельную глубину собственного сердца, непременно должен стать подвижником Прекрасного, он должен испытать чувство подвига, чувство благоговения и трепета по отношению к Идеалу, по отношению к бездонности своего сердца, он должен увидеть в самом себе «соработника Бога». Аристотель говорит, что философия начинается с удивления; мы можем сказать, что подвижничество начинается с чувства необычности. Умение видеть необычное в обычном, и обычное в необычном, есть сердечное чувство благоговения и трепета перед Человеком, Мирозданием, Абсолютом.
«У человека нет более ценной собственности, – пишет Е.П.Блаватская, – чем возвышенный Идеал к которому он непрерывно восходит, и в соответствии с которым он формирует свои мысли и чувства, и строит – а это лучшее, что он может делать, – свою жизнь. И если он будет стараться не столько выглядеть, сколько стать, он непременно будет мало по малу приближаться к своей цели. Однако цели этой не достичь без борьбы; также и реальный прогресс, осознаваемый им, не породит в нем самомнения или самодовольства; ибо если его идеал высок, и если он действительно приближается к нему, то он скорее будет чувствовать незначительность своего «я», нежели его разбухание»[47]. Сказано в Новом завете: «Ученик не бывает выше своего Учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как Учитель его» [Лук. 6:40].
Во все времена, о которых свидетельствует история нашего Отечества, миру были явлены примеры беззаветного служения героев на благо любимой Родины. Во всех случаях «святая тропа» подвига героев духа была озарена путеводным Идеалом. О закономерном возникновении в жизни героя Идеала подтверждается и мыслью М.Горького о том, что высокохудожественное литературное слово способно материально насыщать плоть, кровь и сердца людей высокими Идеями до предельной плотности. «Слово – монолитный сплав идеи и красоты ˂…˃ Идеи – это святыни. Чем дороже святыня, тем глубже в сердце ее надо хранить»[48], – пишет В.А.Сухомлинский.
В статье «Моя педагогическая вера» педагог пишет: «Видение самого себя, сопоставление и сравнение себя с нравственным идеалом – тончайшие движения души. Ювелирное мастерство воспитания, в сущности, и заключается в том, чтобы умело руководить этим процессом. Конечная цель педагогического руководства – воспитать человека-патриота, борца, преданного коммунистическим идеалам, человека чистой и благородной души.
Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь - это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. Вот одна из истин моей педагогической веры: в юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку»[49]. Ведь самое трудное искусство есть искусство творить отношения между людьми. Ни одно искусство не требует такого терпения, вмещения и утонченной чуткости как учительское. Нужно уметь проникать в сознание, в сердца и настроения всех окружающих и приходящих; нужно уметь чувствовать тот основной тон, на котором возможно объединиться с ними и объединить их с другими. И если в сердце заложен великий магнит любви, то все облегчается, ибо искренность этого чувства покоряет самые заскорузлые сердца. Сердцу, служащему красоте, близок этот язык сердца.
Обращение к философии Живой Этики, педагогической классике и духовным учениям человечества позволяет найти ответы на поставленные вопросы. Все эти высокие источники выдвигают как панацею разрешающую многие проблемы – духовность. Духовность – это состояние сознания человека, способствующее проявлению Духа. «Ведь духовность, – пишет Е.И. Рерих, – прежде всего есть сознание»[50] помните, что она «определяется не количеством психических явлений, а наличием синтеза и соизмеримости в мышлении и поступках»[51]. Поэтому, и наоборот, чем выше уровень и качество сознания человека, тем он более образован, духовен и мудр. «Мудрость – это более высокая ступень нашего знания и познания, она заключена в развитом сердце»[52]. В Живой Этике отмечается, что для воспитания сердца нужно создать особый предмет – сердцеведение. В основе сердцеведения будут положены два взаимосвязанных источника жизни – мудрость веков, «которая все время пополняется и всегда открыта сердцу преданных учеников»[53] и осознание роли сердца как средства связывающего человека с Сокровищницей Мудрости.
Эти важнейшие моменты – сердце и мудрость – объединены в Живой Этике одним сущностным для Космической Эволюции понятием – наступает Новая Эпоха, Эпоха Матери Мира, Эпоха Сердца – Эпоха широкой кооперации и Культуры. А сердце человеческое есть хранитель Культуры и Мудрости.
По завету мудрецов, останемся и мы вечными учениками, и будем всегда стремиться к Прекрасному! Будем идти тем путем, который так замечательно запечатлен в Высочайших Обликах, ведущих человечество.
Будем помнить пророческие слова родителям Джебрана Халиля, на наш взгляд, они имеют непосредственное отношение именно к поколению всех детей.
«Ваши дети – это не ваши дети.
Они – сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят через вас, но не от вас.
И хотя они с вами, они все же не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них свои собственные мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,
Куда вы не можете прийти, даже в своих мечтах.
Вы можете стараться быть как они, но не старайтесь сделать их как вы.
Ведь жизнь не идет вспять и не задерживается во вчерашнем дне.
Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит знаки на пути бесконечности, и Он сгибает вас
Своею мощью, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко.
Пусть ваша податливость руке Стрелка будет ради счастья.
Ибо так же, как Он любит стрелу, которая летит,
Он любит и лук, который недвижен»[54].
Да будет!
[1] Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Редкол.: Дзеверин А.Г. (пред.) и др. - К.: Радянська школа, т. 3, 1980. - с. 8.
[2] Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. - М.: Народное образование, 2001. - с. 174.
[3] Сухомлинский В.А. - Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - с. 8. - (Антология гуманной педагогики)
[4] Сухомлинский В.А. Библиография. Киев, 1987.
[5] Первое сентября. 1993. 28 сентября.
[6] Сухомлинский В.А. - Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - с. 9. - (Антология гуманной педагогики)
[7] Там же, - с. 22.
[8] Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т./ Редкол.: Дзеверин А.Г. (пред.) и др. - К.: Рад. Школа, 1979 - 1980. - т.3. - с. 15; т.5. - с. 398.
[9] Достоевский Ф.М. Письма. М., Гослитиздат, 1959, т.4. - с. 5.
[10] Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Редкол.: Дзеверин А.Г. (пред.) и др. - К.: Радянська школа, т. 3, 1980. - с. 8.
[11] Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем... Составитель и автор предисловия Голованов Л.В. - М.: Издатальство «Молодая гвардия», 1990. - 145 с.
[12] Кальной И.И. Философия. Учебное пособие. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - с. 9.
[13] Макаренко. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - с. 47, 105, 107. (Антология гуманной педагогики).
[14] Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. - 64 с. (Антология гуманной педагогики).
[15] Ильин И.А. Родина и мы. / Сост. И отв. Ред. Ю.Т. Лисица. - Смоленск : Посох, 1995. - с. 474.
[16] Цаллагова З.Б. Здоровый образ жизни и социальная гармония // Материалы Второй Российской междисциплинарной научной конференции. Этика и наука будущего. На пути к духовно-экологической цивилизации. М.: Дельфис, Ежегодник, 2002. - с. 260-261.
[17] Лествичник. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - с. 24. (Антология гуманной педагогики).
[18] Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - с. 507. (Серия «Психологи отечества»).
[19] Макаренко. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - с. 196. (Антология гуманной педагогики).
[20] Макаренко А.С. Педагогические сочинения. : В 8 т. - М., 1983-1986. - Т.4, с.18.
[21] Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. - М.: Политиздат, 1989. - с. 537.
[22] Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании // Общественно-научный и художественный журнал «Культура и время». - М.: Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, 2003. - №3/4, - с. 62.
[23] Рерих Н.К. Держава Света; Священный Дозор. - Рига: Виеда, 1992. - с. 9,13.
[24] Рерих С. Н. Стремиться к Прекрасному, - М., Международный Центр Рерихов, 1993, - с. 109.
[25] Грани Агни Йоги. Записи Б. Н. Абрамова, ближайшего ученика Н. К. Рериха - Новосибирск: Предприятие «Алгим». 1994г. - Т. 2, § 223.
[26] Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. - М.: Политиздат, 1989. - с. 540.
[27] Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1991. С. 74.
[28] Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1991. С. 123.
[29] Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1991. С. 143.
[30] Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: Виеда, 1991. С. 225.
[31] Письма Елены Рерих. 1929 – 1938. В 2 т. Т. 1. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; 1992. – 444 с. (С. 26-28).
[32] Рерих Е.И. Три ключа: Посвящаю своим бывшим, настоящим и будущим ученикам // Духовное созерцание. 1997. –№ 1-2. – С. 137-140.
[33] Рерих Е.И. Три ключа: Посвящаю своим бывшим, настоящим и будущим ученикам // Духовное созерцание. 1997. –№ 1-2. – С. 137.
[34] Рерих Е.И. Три ключа: Посвящаю своим бывшим, настоящим и будущим ученикам // Духовное созерцание. 1997. –№ 1-2. – С. 137-140.
[35] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: МЦР, 1993. С. 92.
[36] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: МЦР, 1993. С. 87.
[37] Святослав Николаевич Рерих – вестник Красоты // Пособие для педагогов по проведению уроков-бесед, посвященных 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха. – Симферополь, 2004. С. 22-32.
[38] Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004. С. 106-107.
[39] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: МЦР, 1993. С. 89-91.
[40] Безант А. Изучение сознания: Пер. С англ. - М.: Алетейа, 1997. - с. 200.
[41] Цит. по: Спирина Н.Д. Отблески. Сборник докладов, выступлений. - Новосибирск, Верхнепышминская типография, 1992. - с. 30.
[42] Учение Живой Этики. Москва, Международный Центр Рерихов, 1994-1997: Листы сада Мории. Зов, - 24.02.22; Мир Огненный, 2 часть, - §61.
[43] Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 1999. - 665 с.
[44] Рерих Е.И. Письма. Том V (
[45] Рерих Е.И. У порога Нового мира. - М.: Международный Центр Рерихов, 2000, - с. 253.
[46] Соловьёв В.С. Сочинения. - М., 1994. - с. 140.
[47] Блаватская Е.П. Практическое сокровенное Учение и другие труды. - Рига. Издание Дома журналистов Латвии, 1991. - с. 13.
[48] Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем... Состав. Голованов Л.В. - М.: Издатальство «Молодая гвардия», 1990. - с. 99, 105, 111.
[49] Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем... Состав. Голованов Л.В. - М.: Издатальство «Молодая гвардия», 1990. - с. 119.
[50] Рерих Е.И. Письма, Т. 2 – М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2000. Письмо 31. С. 88.
[51] Рерих Е.И. Письма. Т. 6. – М.: МЦР, БФ им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк. 2006. С. 372.
[52] Шапошникова Л.В. Без сердца нет сознания / Содружество. М., 2005. №17. С. 5.
[53] Рерих Е.И. Письма, Т. 2 – М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2000. С. 64.
[54] Джебран Х. Мудрость Халиля Джебрана. Пророк. Сад Пророка. Голос Мастера. – М.: София, 1999. С. 101.