Українська (UKR)

VII ВСЕУКРАИНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 17 -18 ноября 2012 г. М. Богуславский "Перспективы развития мира образования в Манифесте гуманной педагогики"

В разных словарях даются различные дословные переводы понятия « манифест» (лат. Manifestum) призыв, показываю, открываю. Все эти трактовки, несомненно, схватывают отдельные грани смысла вложенного в Манифест гуманной педагогики. Однако нам представляется наиболее точным такое определение манифеста «делать очевидным». В середине ХХ века выдающийся отечественный философ российского зарубежья И.А.Ильин написал книгу «Объяснение очевидности». Вот, наверное, эта семантика и определяет смысл Манифеста.

 

 

 

 

Что такое Манифест?

 Когда мы обратимся к трактовке понятия «Манифест», то увидим, что за внешне лапидарными словарными определениями скрывается важный для нас смысл. Как известно Манифест – торжественное обращение, декларация организации, содержащее изложение взглядов, имеющих принципиальный, программный характер.

В этом рамочном определении выделим две составные, но самостоятельные части:

1. Манифест, как торжественное обращение.

2. Манифест, как декларация организации, содержащая изложение взглядов, имеющих принципиальный, программный характер.

Если обратиться к первой трактовке, то Манифест это:

1. Торжественный акт верховной власти, оповещающий об издании законов чрезвычайной важности.

2. Торжественный акт, непосредственно исходящий от верховной власти в форме торжественного обращения к народу в связи с чрезвычайным событием, торжественной датой.

3. Торжественный акт, которым верховная власть всенародно объявляет о своих правах.

Если перевести это, заимствованное из конституционного права положение на трактовку Манифеста гуманной педагогики, то получается следующее:

1. Ареопаг сообщества гуманной педагогики, в который входят соавторы Манифеста, торжественно обратилось к мировому педагогическому сообществу, но в первую очередь к международному сообществу гуманной педагогики с актом чрезвычайной важности – Манифестом гуманной педагогики, содержащим изложение взглядов, имеющих для сообщества принципиальный, программный характер.

2. Создание Манифеста гуманной педагогики именно летом 2011 года было обусловлено торжественной символичной датой -

 в сентябре 1986 года, то есть за четверть века до создания Манифеста - был опубликован предшествующий Манифест сообщества педагогов-гуманистов – «Педагогика сотрудничества». Не только смысловым, но и хронологическим соотнесением этих двух Манифестов сообщество гуманной педагогики, с одной стороны, выразило свою преемственность гуманистическим позициям авторов Декларации педагогики сотрудничества (среди которых был и Ш.А.Амонашвили). А с другой, взяло на себя полную ответственность за дальнейшую судьбу гуманной педагогики.

3. Изданием Манифеста международное сообщество гуманной педагогики торжественно объявило о своих законных и приоритетных правах на определение перспектив развития мира образования, на то, чтобы сделать образовательный мир   достойным для нового поколения детей.

 

 Манифест - путь в будущее

 

Если обратиться ко второй трактовке понятия Манифест (декларация организации, содержащее изложение взглядов, имеющих принципиальный, программный характер), то в целом Манифест гуманной педагогики представляет собой письменное изложение принципов созидательной деятельности международного сообщества гуманной педагогики, явившееся результатом длительного процесса творческого поиска сообщества по формулированию парадигмы нового мира - образования на основе гуманной педагогики.

Значение для современного образования издания Манифеста гуманной педагогики глубоко символично и до конца не осознано. В 1990-е годы в России в различных сферах духовной культуры, в том числе и в образовании, осуществлялись напряженные поиски объединяющих социокультурных основ. Появлялись разнообразные Национальные доктрины развития образования и тому подобные документы. Как бы мы, по прошествии времени, не относились сейчас к этим прекрасным педагогическим мечтаниям романтического периода развития отечественного образования, в них была светоносная составляющая – мощная целеценностная основа. Они масштабно определяли вдохновляющие цели и перспективы развития образования, подчеркивали его великую миссию.

В настоящее время ситуация в образовательной политике кардинально изменилась. В проекте нового Закона «Об образовании в РФ»(2012) не выдвигается никакой вдохновляющей цели развития образования. И в этом смысле - Закон бесцелен. Не найдем мы греющих душу воспитательных ценностей и смыслов и в главе 11 «Новая школа» Стратегии – 2020, обнародованной в марте 2012 г.

В данной связи подчеркнем, что Манифест гуманной педагогики в настоящее время единственный документ стратегического и концептуального плана, содержащий в себе вдохновляющие цели и ценности нового мира образования.

Эта роль Манифеста рельефно подчеркнута в Воззвании Двенадцатых Международных Педагогических Чтений «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее», которые состоятся в Москве 9-11 января 2013 года. Воззвание было подготовлено Президентом Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и Председателем Оргкомитета чтений В.Г.Александровой.

В нем, в частности, говорится, что «Манифест гуманной педагогики», «вызревший в недрах классиков, стал поистине эпохальным явлением в развитии современного образования. Он вобрал в себя всё лучшее, что подарила миру педагогическая мудрость, стал отражением живого творчества и призывает к более высокому уровню осознания долга и ответственности перед будущим».

 

Парадигма Манифеста

 

В Воззвании подчеркивается, что «ключевыми понятиями очередных Чтений должны стать: духовный гуманизм, его осмысление и применение в жизни, и будущее, черты которого мы способны утвердить через духовный гуманизм уже сейчас».

Таким образом, высший смысл Манифеста – его специфичный мейнстрим – в соединении духовности и гуманности. Отдельно – духовность и гуманизм – в культуре существовали и развивались на протяжении веков. Но никогда не соединялись. Дело в том, что это две противоположные системы ценностей. В религиозной трактовке духовности высшей ценностью является Бог, а в гуманной – Человек. Следовательно до публикации " Манифеста гуманной педагогики" в философском смысле эти системы были непримиримы и не интегрируемы.

Как видно в Манифесте через понятие «ду-ховный гуманизм» четко ставится задача способствовать воспитанию человека культуры, мыслителя, деятеля, творца. Это особенно значимо сейчас, поскольку российское общество на новом витке развития вновь переживает начальную фазу перехода от жизни в культуре материальных вещей и ценностей потребительского общества – к жизни в культуре идеальных смыслов.

 

Манифест – живое творение

 

Соавторы Манифеста гуманной педагогики постоянно подчеркивают, что он «живое творение. Гуманная педагогика в творческой практике учителей и в теоретических исследованиях ученых со временем будет раскрываться, расширяться и углубляться. Будут уточняться понятия и принципы, совершенствоваться ведущие идеи, будут открываться новые формы и методические пути. Движение вперед вызовет необходимость время от времени дополнять, совершенствовать, обновлять текст «Манифеста», развивать его дальше. Каждый будет иметь возможность привносить в творение живой педагогики свой вклад, скрупулезно будет изучать новый опыт и новую мысль, тем самым, совершенствуя и обогащая идеи гуманной педагогики».

Вместе с тем, авторы Воззвания «полны веры в неизбежность гуманной педагогики» и желают членам сообщества «творческого вдохновения»! В Воззвании подчеркивается, что «принимая Манифест гуманной педагогики как руководство к действию, нам предстоит всмотреться в себя и постараться найти слова и новые интересные формы для того, чтобы рассказать и продемонстрировать, как дух творчества зарождается и совершенствует нас самих, как он облагораживает нас, наше окружение, учеников и мир образования».

Итак, 2012 год провозглашен для членов сообщества гуманной педагогики годом напряженной подвижнической работы над реализацией идей Манифеста в педагогической практике. Но эта деятельность, как не парадоксально, объективно затрудняется сложной смысловой нагруженностью и своеобразной семантикой и стилистикой Манифеста.

В данной связи главными методологическими задачами в творческой работе над Манифестом является следующие:

1. Необходимо вписывание подходов Манифеста в общий дискурс развития педагогического знания, определение в нем его места. Основной проблемой здесь является семантический стиль текста Манифеста, понимаемый и разделяемый внутри сообщества, но настороженно воспринимаемый за его пределами. Это связано с эзотерической, трансцендентальной и иррациональной природой эпистемологии, на которой основан Манифест.

2. Наряду с этим, в Воззвании справедливо указывается, что «для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики придется преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире». В данной связи необходимо выстраивание на основе текста Манифеста современной модели образовательного процесса, опознаваемой как широким педагогическим сообществом, так и руководителями образования. Для этого ведущие понятия и категории Манифеста, представляемые в тексте как рядоположенные, должны быть деконструированы, разнесены по соответствующим кластерам и иерархично выстроены.

 

Программа действий

 

По убеждению соавторов Манифеста, «гуманная педагогика не есть уже проторенная дорога, по которой нам остается достойно пройти. Каждому придется самому открыть свою тропинку, но каждому при этом придется также направить свою творческую энергию на разрешение проблем, на которых гуманная педагогика ставит свои акценты».

На что же предлагают соавторы Манифеста направить творческую энергию учительства? На реализацию Программы действий, несущей в себе систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма. Эта вдохновляющая и масштабная Программа изложена в Манифесте не декретивно-лобово, а в притчевой диалогичной форме в семи основных направлениях.

Всего же авторами предложено 36 направлений, требующих творческой разработки в теоретической и практической деятельности сообщества педагогов-гуманистов.

1. Как педагогу самому жить многогранной духовной жизнью – внутренним источником восхождения духа, источником деятельности человека во внешнем мире.

2. Как педагогу быть образцом одухотворенной деятельности?

3. Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребенка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа?

4. Как развивать в детях Веру?

5. Как воспитывать детское Сердце?

6. На каких примерах и содержательном материале взращивать в каждом Ребенке Благородство и Великодушие – самые высшие качества человека, воспитание которых является целью гуманного образовательного процесса?

7. Как педагогам самим быть Благородными и Великодушными в нашем постоянном общении с детьми, с каждым Ребенком?

8. Как воспитывать в каждом Ребенке ответственность за свои мысли и слова, которые могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная,

9. Как воспитывать в детях добромыслие, ясномыслие, прекрасномыслие и, конечно же, доброречие, мудроречие, прекрасноречие?

10. Как педагогам самим беречь чистоту своих мыслей?

11. Как привести Ребенка к пониманию смысла жизни?

12. Как помочь детям осознать непреложность Закона причин и следствий, как универсального закона жизни? (человек постоянно пожинает следствия из-за посеянных ранее причин и сеет причины, которые обязательно будут иметь следствия в ближайшем или отдаленном будущем; он сам творит свою судьбу, и в этом есть его внутренняя свобода).

13. Как приучить каждого Ребенка быть предупредительным в своих «посевах» причин в настоящем и уметь анализировать и делать выводы из возникших в его жизни разных следствий?

14. Как педагогам самим придерживаться закона причин и следствий?

15. Как нести любовь (всемогущую и всеобъемлющую силу всего образовательного мира) детям и каждому отдельному Ребенку, чтобы они принимали ее и поддавались ее воспитательному влиянию?

16. Как взращивать в детях взаимную любовь к нам?

17. Как воспитывать в Ребенке любовь к ближнему и ко всему сущему?

18. Как   утончать свое искусство любить детей и каждого Ребенка?

19. Как взращивать духовную общность – основу и необходимое условие воспитания – с нашими учениками, воспитанниками, с каждым Ребенком?

20. Как беречь духовную общность?

21. Как пользоваться духовной общностью?

22. Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребенком?

23. Как взращивать духовную общность в потоке своего сознания?

24. Как развивать умения самопознания?

25. Как заниматься самосовершенствованием?

26. Как и в чем совершенствоваться?

27. Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу?

28. Как расширять свое сознание?

29. Кто будет нам оказывать помощь в расширении сознания?

30. Как вести детей по пути самосовершенствования?

31. Как воспитывать героев?

32. Как облагораживать знания?

33. Как нам учить детей «языком сердца»?

34. В каких формах красоты преподносить знания детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей?

35. Каковы горизонты наук в содержании образования?

36. Как создать образовательные курсы на основе принципов гуманной педагогики?

 

Модель образовательного процесса

 

Сила и качество влияния этого поля зависит от личности педагога и его культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения - ведь образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование».      В Манифесте отмечается, что каждый из педагогов-гуманистов есть «творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекает детей или отдельного Ребенка

Как подчеркивают авторы Воззвания в «Манифесте» понятия «Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики - теории и творческой практики становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма».

Чтобы облегчить членам сообщества творческий поиск по воплощению в жизнь этого действительно «эпохального замысла» предложим свою авторскую модель образовательного процесса – систему содержания и средств, разработанных на основе понятия духовного гуманизма, содержащейся в Манифесте гуманной педагогики.

Прокомментируем предложенную модель. Поскольку цели и ценности в Манифесте носят сакральный характер, то обратимся к последующим «земным» кластерам   модели образователь-ного процесса, в которых данные цели и ценности соответствующим образом олицетворяются.

Содержание образовательной деятельности. Ведущими трендами определения содержания образования выступает ориентация на историческое время, целостность и развитие как важнейшие характеристики Бытия.

Форма. Понимая знание в широком смысле слова, в том числе и как социальный опыт, приобретаемый в образовательной деятельности, мейнстримом такой деятельности становится со-творчество на уровне идей. При этом необходимо создать для учащегося субъектно-ори-ентированную или субъект-субъектную среду.

Методической системе как алгоритму образовательной деятельности соответствуют принципы становления и самоорганизации. Это предполагает освоение педагогами техник, позволяющих осуществлять деятельность на уровне смыслов и идей, а не только на уровне трансляции сведений. Все это определяет способность, возможность и стремление педагогов достичь высшего уровня мастерства и построить образовательную деятельность как сотворчество педагога и школьников.

Технологии. Наиболее важными для педагога-гуманиста оказываются такие техники, качества и компетенции, как способность понимать ученика, создавать субъект-субъектные образовательные среды и пространства, работать с мотивацией воспитанника и с собственной мотивацией, выстраивать соответствующие ролевые отношения, а также способность педагога к саморефлексии, умение учиться, стремление к профессиональному совершенствованию.

Желаем успехов в живом творении гуманной педагогики.

Москва, Россия