Українська (UKR)Російська (RUS)

Толстикова Л.Г. Урок ко Дню культуры

УРОК КО ДНЮ КУЛЬТУРЫ

Класс 4 – 5.

Тема: "Рано или поздно зерно культуры прорастет".

"Благая весть"

Форма проведения урока; урок – размышление.

Цель урока; утвердить в детях понятие о необходимости защиты культуры во всех ее проявлениях, осознанной необходимости жить по законам духовности, красоты, знаний и любви.

Оборудование; мульти – медийная доска, презентация к уроку, текст притчи «Два ангела» Ш.А.Амонашвили, очерк «Три ключа» Е. И. Рерих.

Ход урока.

У.; Дорогие ребята !. Очень рада, что мы снова вместе собрались на такой урок. Хочу, чтобы урок был вам интересен, был добрым, чтобы этот урок оставил след в вашем сердце. Если вы думаете и чувствуете так же, помогите мне справиться с волнением.

А тема урока у нас такая. (1 слайд презентации).

Как всегда, нам нужен красивый лейтмотив. Лейтмотив - это та искра, что зажжет наши мысли, наши сердца. « Культура, или почитание Света, находится на краеугольных камнях науки, красоты и знания».

Что же такое Культура? (слайд 2) В чем смысл этого слова? Подумайте и запишите свои мысли.

Дети записывают свои мысли.

У. поводит итог; Что же означает слово Культура? Оно часто используется в нашей жизни, но истинное значение его стёрто. Давайте рассмотрим этимологически: культ в переводе с латинского значит почитание, а ур в переводе со священного санскрита означает свет. Культура есть Почитание Света. (слайд 3)

Какой свет здесь имеется в виду? Свет души, Свет сердца, Свет любви. Именно о таком свете Христос сказал: да светит свет ваш людям, чтобы они видели ваши дела и прославляли Отца вашего Небесного. Значит, Свет есть прежде всего добро во всех наших мыслях, чувствах и действиях. Свет – антипод тьмы. Значит, почитая Свет, мы отходим от всего тёмного, злого, грубого и разрушительного.

Вот послушайте, какую замечательную притчу о культуре написал Ш. А. Амонашвили. (слайд 4)

Два ангела – один молодой, другой постарше – смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего – Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.

– Чтобы он мыслил, – ответил наставник.

– Зачем человеку мыслить?

– Чтобы творил он Культуру.

– Что есть Культура?

– Она есть Путь к Богу.

– Зачем человеку Путь к Богу?

– Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

– Покажи мне Культуру!

Старший ангел указал ему на один из больших городов земли.

– Смотри, это есть столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны... Все, что в них хранится и происходит, называется Искусством.его. – Искусство, – повторил младший ангел, чтобы запомнить.

– Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолеты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину... Делает все это Наука...

– Наука, Искусство... – повторил молодой ангел.

– В тех зданиях, в которые входят и выходят дети, происходит их Образование...

– Образование, Наука, Искусство...

– А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия...

– Религия, Образование, Наука, Искусство... Все это Культура?

– Да, Культура, она и есть Путь к Богу, – ответил ангел-наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать еще о многом.

Но в это время произошло что-то очень страшное.

Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным ревом над городом повисли ракеты и самолеты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба.

Молодой ангел ужаснулся.

– Зачем человек взорвал свою Культуру?

А ангел-наставник заплакал: «Человек опять сошел с Пути!»

У. Изменил ли кто – либо из вас свое понимание культуры после притчи? Стали ли вы лучше понимать, что же мы относим к культуре?

(Дети говорят о своем понимании культуры)

У.; 15 апреля 1935 года в Белом Доме Вашингтона был подписан Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников правительствами 21 страны. Этот документ носит имя « Пакт Рериха». Это пакт в защиту Культуры. Знамя Мира – отличительный знак Пакта: белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными сферами. ( слайд 5, 6)

Что же означает этот символ? Любовь, Красота и Знание в круге Культуры. Или – Религия, Наука и Искусство в круге Культуры.

У.; Подумайте, что на ваш взгляд требует защиты в культуре?

Рассуждения детей.

У.; Николай Рерих писал и говорил: Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть спасение. Культура есть сердце. Культуру можно также сравнить с солнцем. Культура – это то же солнце, только человеческое. Мы – человечество – создавали наше солнце тысячелетиями.

Каждый ребёнок, приходя на землю, обязательно приносит с собой и потом отдаёт другим искру Света – её называют Божественной Искрой. Она находится у нас в сердце. Эти искорки человек вкладывает в единый общечеловеческий диск культуры – Солнце Культуры. Она и слагалась всегда таким образом. К сожалению, не все люди вносят вклад в это общее достояние человечества.

Правильно вы говорите, что раны у Культуры есть, к сожалению.

Так как же быть нам, людям, которые понимают, что раны надо лечить, чтобы наша цивилизация не пришла к концу?

Сейчас перед каждым стоит выбор – или пойти по пути погони за потребительскими «наслаждениями» – или по пути Добра, Красоты и Знания, пути Культуры.

Я знаю, вы выбрали путь следования к Свету, к Добру, к Любви! Учитесь приумножать , защищать все то , что входит в понятие Культуры. Это соборы, это старинные архитектурные сооружения, это картины и скульптуры. И это Мир, благодаря которому мы можем сохранить мировую Культуру.

 

Урок подготовлен Толстиковой Людмилой Георгиевной

г. Днепропетровск. 2014 год