Духовно – нравственное развитие детей. Игры и задания
Материалы подобраны по книгам А.Лопатиной и М. Скребцовой «Искусство видеть мир», «Азбука мудрости».Москва, «Сфера»,1998г.
Материалы подобрала учитель начальных классов, учитель-методист Артемовской ОШ №24 Донецкой области Горбачева Л. Л.
Игры и задания по теме: «Познание себя. Какой Я?»
1. Игра «Мир внутри меня».
«Микрофон». – В каждом человеке есть положительные и отрицательные качества. Подумай, какие хорошие качества живут в тебе?
- Каким образом они помогают тебе жить?
- С кем ты дружишь и почему?
- Часто ли ссоришься с одноклассниками?
- Знаешь ли о своих плохих качествах? Появляется ли у тебя желание бороться с ними?
«Работа в группах».- Чтобы избавиться от плохих качеств, предлагаю вам разработать план, как с помощью своих хороших качеств вы могли бы избавиться от плохих качеств. В группе работать надо дружно, внимательно выслушивая друг друга.
1. Задание «Что я люблю». Темы для рисунков.
- Мое любимое время года.
- Мое любимое животное.
- Место, где я люблю бывать.
- Мое любимое занятие.
- Мой любимый вид спорта.
- Моя любимая игра.
- Мой любимый цветок. И т. д.
После каждой беседы оформляется стенд «Что я люблю».
2. Игра «Заветное желание».
- Все дети любят мечтать и загадывать желания. И, конечно же , радоваться когда оно исполняется. У кого есть заветное желание? Представьте, что оно исполнилось. Вам бы хотелось поделиться этой радостью с другими? Тогда нарисуйте это радостное событие и поделитесь радостью друг с другом.
После беседы оформляется стенд «Мое заветное желание».
Такое задание можно выполнить при обсуждении любого понятия, например: КРАСОТЫ, УЛЫБКИ, ПРАЗДНИКА и т.д.
Игры и задания по теме: «Мир твоей души».
1. Игра «Микрофон» на тему «Когда я молчу».
Закончить предложение:
-Я люблю помолчать, когда я нахожусь---.
- Тишина для меня – это---.
- Когда я молчу, я чувствую---.
- Когда я говорю, а все молчат, я чувствую---.
- Когда все говорят, а я молчу, я чувствую---.
-Когда я гуляю по лесу, я чувствую---.
- Я люблю молчать, когда я слушаю---.
Каждое предложение предлагается для одной игры. Дети отвечают на вопрос: «Что такое для меня тишина?».
2. Игра «Дотронемся до счастья».
«Микрофон». – На доске записано слово СЧАСТЬЕ. Дайте свое определение счастью. (Например: счастье радостное, веселое, сияющее и т.д.).
- Послушайте спокойную музыку с закрытыми глазками и представьте, что дотрагиваетесь до счастья. Хорошенько запомните его и нарисуйте, постарайтесь передать свои ощущения.
После обговаривания рисунков, оформляется стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».
3. Игра «Когда мне хорошо».
«Микрофон».
- Человек владеет многими состояниями и чувствами. Вы тоже уже хорошо их зазличаете. Предлагаю вам подумать и закончить предложение словами:
- Когда мне хорошо---.
- Когда мне плохо---.
- Когда мне грустно---.
- Когда мне весело---.
- Когда я сержусь---.
- Когда я неуверен---.
- Когда я горжусь---.
- Когда я боюсь---.
Оформляется стенд с рисунками детей.
4. Игра «Если бы я».
- Дети очень любят мечтать, фантазировать, придумывать. Предлагаю такую игру вам тоже. Закончите предложения:
- Если бы я был ветром, то---.
- Если бы я был звездой, то---.
- Если бы я оказался на Луне, то---.
- Если бы я жил в прекрасном замке, то---.
- Если бы я был невидимкой, то---.
- Если бы я был самым добрым на свете, то---.
- Если бы я был искусным врачом, то---.
- Если бы я был самым лучшим изобретателем в мире, то---.
После каждой работы над предложенным предложением оформляется стенд: «Если бы».
Игры и задания по теме: « Каждый человек уникален и ценен».
1. Игра «Волшебный стул».
- Перед вами волшебный стул. Волшебство его в том, что тот, кто сядет на этот стул, теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.
Нам всем необходимо стать в круг и в движении исполнить песенку:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
- Когда песенка заканчивается, тот, кто окажется ближе всего к стулу, садится на него.
Каждый из вас, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что- нибудь хорошее и доброе.
После того как вы расскажите все хорошее про сидящего на стуле, игра возобновляется.
2. Задание. «Наши любимые дела».
- Я предлагаю вам нарисовать свои самые любимые дела и рассказать о них.
По окончанию работы создается стенд: «Наши любимые дела».
- Попробуйте по рисункам друг друга угадать, кто и чем любит заниматься.
3. Игра «Самый умный человек на земле».
- Представьте, что вы разговариваете с самым умным человеком на земле. Какие три вопроса вы задали бы ему?
- Представьте, что вы разговариваете с самым добрым человеком на земле. Какие три вопроса вы задали бы ему?
- Объединяемся в группы и выполняем задание.
Можно задавать вопросы самому счастливому, самому мужественному, самому любознательному и т. д.
Игры и задания по теме: «Мир вокруг нас».
1. «Духовная природа человека».
Игра «Микрофон». - На доске написано слово Любовь. Дайте по одному определению эму понятию. Назовите слово, которое связано для вас с любовью.
Все слова учитель записывает на доске.
2. Игра «Микрофон». «Кого мы уважаем».
- Вам не раз приходилось слышать выражения: «Он пользуется уважением», «Его все уважают», «Он уважаемый человек». Всмотритесь в слово уважение. Возможно, кто-то из вас найдет в нем спрятавшееся слово. (Важный). Как понимаете это слово?
- Назовите человека, который пользуется уважением.
(Или несколько человек).
- За что ты их уважаешь?
- Почему ты хочешь, чтобы уважали тебя?
3. Игра-интервью «Мир детей».
- Для проведения этой игры объединяемся в группы. Журналист берет интервью, обрабатывает данные ответы и предоставляет информацию по данному вопросу.
1 группа. – Мечтаете ли вы поскорее стать взрослыми?
2 группа. – Хотели бы вы, чтобы детство никогда не кончалось?
3 группа. – Чем, по- вашему мнению, жизнь детей отличается от жизни взрослых?
4 группа. – Что, по-вашему мнению, вам не достает в вашей детской жизни?
Журналисты предоставляют результаты опросов, проводится совместное обсуждение этих данных.
Игры и задания по теме: «Мир животных».
1. Игра «Угадай, кто я».
- Вы слышали изречение: «Животные - наши младшие братья». Как надо относиться к младшим? Какие животные живут у вас дома? Как вы о них заботитесь?
«Микрофон»: Каких животных вы еще знаете? Где они живут? Где их дом?
- Я предлагаю вам поиграть. Каждый из вас получит карточку с изображением животного. Попытайтесь изобразить животное, которое нарисовано на карточке. Остальные будьте внимательны, вам нужно догадаться, о каком животном вам хотят рассказать жестами, мимикой, разнообразными движениями. Тот, кто догадался первым, получает балл. Набравший большее количество баллов выигрывает.
2. Игра «Что мы знаем о животных».
- Для проведения этой игры мы должны стать в круг. Чтобы игра была интересной и познавательной, необходимо соблюдать правила общения. Давайте повторим их. Приготовились отвечать на вопросы! Вопросы задаются по очереди. Ответивший получает балл.
- Каких домашних животных вы знаете?
- Каких диких животных вы знаете?
- Перечислите отличия между дикими животными и домашними.
- Перечислите сходство между ними.
- Чем питаются хищники?
- Чем питаются домашние животные?
2- ой тур игры.
- Чем отличаются зайцы от кроликов?
- Если корова окажется в дремучем лесу, станет ли она дикой?
- Почему кошки много спят?
3-ий тур игры.
- Перечислите условия необходимые для жизни домашних животных.
- Перечислите условия необходимые для жизни морских животных.
- Перечислите условия необходимые для жизни диких животных.
- Перечислите условия необходимые для лесных жителей. И т. д.
Победители всех трех туров объявляются знатоками животных.
3. Игра «Кто где живет».
- Животные обитают в разных сферах Земли. Каждое животное имеет свой дом. Я называю вам место обитания животных, а вы должны вспомнить по крайней мере три животных, обитающих в том или ином месте.
Дети становятся в круг. Четко отвечают на вопрос. Замешкавшийся ученик выходит из круга. Побеждает ребенок, оставшийся в круге последним.
Географические места обитания животных:
Лес, долина, поле, море, океан, река, озеро, степь, тайга, тундра…
4. Игра «Представь себя животным».
- Дети любят фантазировать, представлять себя в образах сказочных героев. Я предлагаю вам сейчас представить себя любым домашним животным. Дайте ответы на вопросы, но не называйте животное, дети должны его угадать.
- Какая у вас самая любимая еда?
- Где вы больше всего любите спать?
- Что больше всего любите делать?
- Любите ли играть с людьми?
- Любите ли вы, когда вас моют?
- Умеете ли плавать?
Выслушав ответы, дети высказывают свои предположения относительно животного.
5. Игра «Необыкновенные животные».
На Земле проживает много видов животных. Но среди них нет одного – вашего, придуманного вами. Я предлагаю вам вообразить животное, которое никто никогда не видел, и нарисовать его. Необходимо дать ему имя и описать его повадки и характер.
Дети рисуют животное. Каждый рассказывает о придуманном животном. Дети могут задавать рассказчику вопросы об его животном.
Оформление стенда «Наши необыкновенные друзья».
Игры и задания по теме «Красота природы».
1. Игра «Опиши цветок».
Всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у 3-4 детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.
- Каждый из вас получил карточку с изображением растения. Внимательно рассмотрите его и постарайтесь описать в точности с изображением. Кто узнал в описании свое растение, поднимите руку.
Дети собираются по группам и придумывают загадку или стихотворение о своем растении.
Победителей выбирают аплодисментами.
2. Игра «Если в лесу беда».
Дети объединяются в группы и получают задания. Придерживаясь правил дружбы и общения, выполняют задания.
- Если все птицы улетят из леса, что произойдет с другими его обитателями?
- Если деревья к весне не распустятся?
- Если осенью листья не опадут?
- Если засохнут все лесные ручьи?
- Если в лесу не будет насекомых?
- Если летом все время будут идти дожди?
- Если в лесу не будет лесника?
- Если в лесу не будет ягод и грибов?
- Если зимой не будет снега?
Проверяется выполнение задания по группам. Отмечаются интересные ответы.
3. Задание «О чем говорят цветы и деревья».
Во время прогулки дети внимательно наблюдают за окружающей средой. Представляют себя цветком, деревом или насекомым. Придумывают, о чем думают деревья, цветы, о чем могут разговаривать два дерева, два цветка, цветок и пчела, два листочка на ветке.
После прогулки дети рисуют то, что они представили. Оформляется стенд.
4. Задание на тему «Разговоры с природой».
Во время прогулки дети наблюдают за природой, выбирают для наблюдения цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Задать вопросы и «услышать» или представить их ответы.
Дети рассказывают или рисуют то, что «услышали».
Игры и задания по теме «Развиваем воображение».
1. «Мое воображение».
- Закройте глазки и представьте себе:
- Вы взяли в руки кусочек льда.
- Вы подошли к окну, открыли его и взлетели.
- Вы держите в руках и нюхаете благоухающий букет.
- Вы гладите мягкого пушистого котенка.
- Вы едите необыкновенно сочное яблоко.
- Вы управляете самолетом и летите высоко в облаках.
- Вы столкнулись нос к носу с медведем.
Каждый ребенок рассказывает, что удалось лучше всего представить.
По желанию дети рисуют представленное.
2. Игра «Найди ответ».
В этой игре вариантов ответом может быть много. Побеждает тот, у кого самое оригинальное мышление. Дети объединяются в группы и обсуждают задание.
- Что делала твоя кошка сегодня на троллейбусной остановке?
- Почему ты нес вчера в школу большую длинную палку?
Дети объединяются в пары. Один придумывает и задает вопрос, второй участник игры отвечает.
3. Игра «Найди выход».
Дети объединяются в пары или команды. Один человек или команда ставят другую команду или другого человека в трудную ситуацию, и нужно найти выход из нее.
- Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, а вы не знаете дороги домой.
Дети придумывают самые фантастические ситуации.
Побеждает тот, кто найдет выход из любой ситуации и продержится дольше всех.
4. Игра «Рисунки вокруг нас».
-Внимательно посмотрите вокруг себя: на стены, потолок, шторы, облака, линии паркета, мебель и попытайтесь увидеть в них какую- нибудь картину, фигуру. Нарисуйте увиденное, расскажите об увиденном другим. Остальные дети пытаются догадаться, где он увидел данную картину или фигуру.