Українська (UKR)Російська (RUS)
Видання з питань ГП

Духовно – нравственное развитие детей. Игры и задания

Материалы подобраны по книгам А.Лопатиной и М. Скребцовой «Искусство видеть мир», «Азбука мудрости».Москва, «Сфера»,1998г.

Материалы подобрала учитель начальных классов, учитель-методист Артемовской ОШ №24 Донецкой области Горбачева Л. Л.

Игры и задания по теме: «Познание себя. Какой Я?»

1. Игра «Мир внутри меня».

«Микрофон». – В каждом человеке есть положительные и отрицательные качества. Подумай, какие хорошие качества живут в тебе?

- Каким образом они помогают тебе жить?

- С кем ты дружишь и почему?

- Часто ли ссоришься с одноклассниками?

- Знаешь ли о своих плохих качествах? Появляется ли у тебя желание бороться с ними?

«Работа в группах».- Чтобы избавиться от плохих качеств, предлагаю вам разработать план, как с помощью своих хороших качеств вы могли бы избавиться от плохих качеств. В группе работать надо дружно, внимательно выслушивая друг друга.

 

1. Задание «Что я люблю». Темы для рисунков.

- Мое любимое время года.

- Мое любимое животное.

- Место, где я люблю бывать.

- Мое любимое занятие.

- Мой любимый вид спорта.

- Моя любимая игра.

- Мой любимый цветок. И т. д.

После каждой беседы оформляется стенд «Что я люблю».

2. Игра «Заветное желание».

- Все дети любят мечтать и загадывать желания. И, конечно же , радоваться когда оно исполняется. У кого есть заветное желание? Представьте, что оно исполнилось. Вам бы хотелось поделиться этой радостью с другими? Тогда нарисуйте это радостное событие и поделитесь радостью друг с другом.

После беседы оформляется стенд «Мое заветное желание».

Такое задание можно выполнить при обсуждении любого понятия, например: КРАСОТЫ, УЛЫБКИ, ПРАЗДНИКА и т.д.

Игры и задания по теме: «Мир твоей души».

1. Игра «Микрофон» на тему «Когда я молчу».

Закончить предложение:

-Я люблю помолчать, когда я нахожусь---.

- Тишина для меня – это---.

- Когда я молчу, я чувствую---.

- Когда я говорю, а все молчат, я чувствую---.

- Когда все говорят, а я молчу, я чувствую---.

-Когда я гуляю по лесу, я чувствую---.

- Я люблю молчать, когда я слушаю---.

Каждое предложение предлагается для одной игры. Дети отвечают на вопрос: «Что такое для меня тишина?».

2. Игра «Дотронемся до счастья».

«Микрофон». – На доске записано слово СЧАСТЬЕ. Дайте свое определение счастью. (Например: счастье радостное, веселое, сияющее и т.д.).

- Послушайте спокойную музыку с закрытыми глазками и представьте, что дотрагиваетесь до счастья. Хорошенько запомните его и нарисуйте, постарайтесь передать свои ощущения.

После обговаривания рисунков, оформляется стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».

3. Игра «Когда мне хорошо».

«Микрофон».

- Человек владеет многими состояниями и чувствами. Вы тоже уже хорошо их зазличаете. Предлагаю вам подумать и закончить предложение словами:

- Когда мне хорошо---.

- Когда мне плохо---.

- Когда мне грустно---.

- Когда мне весело---.

- Когда я сержусь---.

- Когда я неуверен---.

- Когда я горжусь---.

- Когда я боюсь---.

Оформляется стенд с рисунками детей.

4. Игра «Если бы я».

- Дети очень любят мечтать, фантазировать, придумывать. Предлагаю такую игру вам тоже. Закончите предложения:

- Если бы я был ветром, то---.

- Если бы я был звездой, то---.

- Если бы я оказался на Луне, то---.

- Если бы я жил в прекрасном замке, то---.

- Если бы я был невидимкой, то---.

- Если бы я был самым добрым на свете, то---.

- Если бы я был искусным врачом, то---.

- Если бы я был самым лучшим изобретателем в мире, то---.

После каждой работы над предложенным предложением оформляется стенд: «Если бы».

Игры и задания по теме: « Каждый человек уникален и ценен».

1. Игра «Волшебный стул».

- Перед вами волшебный стул. Волшебство его в том, что тот, кто сядет на этот стул, теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

Нам всем необходимо стать в круг и в движении исполнить песенку:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

- Когда песенка заканчивается, тот, кто окажется ближе всего к стулу, садится на него.

Каждый из вас, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что- нибудь хорошее и доброе.

После того как вы расскажите все хорошее про сидящего на стуле, игра возобновляется.

2. Задание. «Наши любимые дела».

- Я предлагаю вам нарисовать свои самые любимые дела и рассказать о них.

По окончанию работы создается стенд: «Наши любимые дела».

- Попробуйте по рисункам друг друга угадать, кто и чем любит заниматься.

3. Игра «Самый умный человек на земле».

- Представьте, что вы разговариваете с самым умным человеком на земле. Какие три вопроса вы задали бы ему?

- Представьте, что вы разговариваете с самым добрым человеком на земле. Какие три вопроса вы задали бы ему?

- Объединяемся в группы и выполняем задание.

Можно задавать вопросы самому счастливому, самому мужественному, самому любознательному и т. д.

Игры и задания по теме: «Мир вокруг нас».

1. «Духовная природа человека».

Игра «Микрофон». - На доске написано слово Любовь. Дайте по одному определению эму понятию. Назовите слово, которое связано для вас с любовью.

Все слова учитель записывает на доске.

2. Игра «Микрофон». «Кого мы уважаем».

- Вам не раз приходилось слышать выражения: «Он пользуется уважением», «Его все уважают», «Он уважаемый человек». Всмотритесь в слово уважение. Возможно, кто-то из вас найдет в нем спрятавшееся слово. (Важный). Как понимаете это слово?

- Назовите человека, который пользуется уважением.

(Или несколько человек).

- За что ты их уважаешь?

- Почему ты хочешь, чтобы уважали тебя?

3. Игра-интервью «Мир детей».

- Для проведения этой игры объединяемся в группы. Журналист берет интервью, обрабатывает данные ответы и предоставляет информацию по данному вопросу.

1 группа. – Мечтаете ли вы поскорее стать взрослыми?

2 группа. – Хотели бы вы, чтобы детство никогда не кончалось?

3 группа. – Чем, по- вашему мнению, жизнь детей отличается от жизни взрослых?

4 группа. – Что, по-вашему мнению, вам не достает в вашей детской жизни?

Журналисты предоставляют результаты опросов, проводится совместное обсуждение этих данных.

Игры и задания по теме: «Мир животных».

1. Игра «Угадай, кто я».

- Вы слышали изречение: «Животные - наши младшие братья». Как надо относиться к младшим? Какие животные живут у вас дома? Как вы о них заботитесь?

«Микрофон»: Каких животных вы еще знаете? Где они живут? Где их дом?

- Я предлагаю вам поиграть. Каждый из вас получит карточку с изображением животного. Попытайтесь изобразить животное, которое нарисовано на карточке. Остальные будьте внимательны, вам нужно догадаться, о каком животном вам хотят рассказать жестами, мимикой, разнообразными движениями. Тот, кто догадался первым, получает балл. Набравший большее количество баллов выигрывает.

2. Игра «Что мы знаем о животных».

- Для проведения этой игры мы должны стать в круг. Чтобы игра была интересной и познавательной, необходимо соблюдать правила общения. Давайте повторим их. Приготовились отвечать на вопросы! Вопросы задаются по очереди. Ответивший получает балл.

- Каких домашних животных вы знаете?

- Каких диких животных вы знаете?

- Перечислите отличия между дикими животными и домашними.

- Перечислите сходство между ними.

- Чем питаются хищники?

- Чем питаются домашние животные?

2- ой тур игры.

- Чем отличаются зайцы от кроликов?

- Если корова окажется в дремучем лесу, станет ли она дикой?

- Почему кошки много спят?

3-ий тур игры.

- Перечислите условия необходимые для жизни домашних животных.

- Перечислите условия необходимые для жизни морских животных.

- Перечислите условия необходимые для жизни диких животных.

- Перечислите условия необходимые для лесных жителей. И т. д.

Победители всех трех туров объявляются знатоками животных.

3. Игра «Кто где живет».

- Животные обитают в разных сферах Земли. Каждое животное имеет свой дом. Я называю вам место обитания животных, а вы должны вспомнить по крайней мере три животных, обитающих в том или ином месте.

Дети становятся в круг. Четко отвечают на вопрос. Замешкавшийся ученик выходит из круга. Побеждает ребенок, оставшийся в круге последним.

Географические места обитания животных:

Лес, долина, поле, море, океан, река, озеро, степь, тайга, тундра…

4. Игра «Представь себя животным».

- Дети любят фантазировать, представлять себя в образах сказочных героев. Я предлагаю вам сейчас представить себя любым домашним животным. Дайте ответы на вопросы, но не называйте животное, дети должны его угадать.

- Какая у вас самая любимая еда?

- Где вы больше всего любите спать?

- Что больше всего любите делать?

- Любите ли играть с людьми?

- Любите ли вы, когда вас моют?

- Умеете ли плавать?

Выслушав ответы, дети высказывают свои предположения относительно животного.

5. Игра «Необыкновенные животные».

На Земле проживает много видов животных. Но среди них нет одного – вашего, придуманного вами. Я предлагаю вам вообразить животное, которое никто никогда не видел, и нарисовать его. Необходимо дать ему имя и описать его повадки и характер.

Дети рисуют животное. Каждый рассказывает о придуманном животном. Дети могут задавать рассказчику вопросы об его животном.

Оформление стенда «Наши необыкновенные друзья».

Игры и задания по теме «Красота природы».

1. Игра «Опиши цветок».

Всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у 3-4 детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.

- Каждый из вас получил карточку с изображением растения. Внимательно рассмотрите его и постарайтесь описать в точности с изображением. Кто узнал в описании свое растение, поднимите руку.

Дети собираются по группам и придумывают загадку или стихотворение о своем растении.

Победителей выбирают аплодисментами.

2. Игра «Если в лесу беда».

Дети объединяются в группы и получают задания. Придерживаясь правил дружбы и общения, выполняют задания.

- Если все птицы улетят из леса, что произойдет с другими его обитателями?

- Если деревья к весне не распустятся?

- Если осенью листья не опадут?

- Если засохнут все лесные ручьи?

- Если в лесу не будет насекомых?

- Если летом все время будут идти дожди?

- Если в лесу не будет лесника?

- Если в лесу не будет ягод и грибов?

- Если зимой не будет снега?

Проверяется выполнение задания по группам. Отмечаются интересные ответы.

3. Задание «О чем говорят цветы и деревья».

Во время прогулки дети внимательно наблюдают за окружающей средой. Представляют себя цветком, деревом или насекомым. Придумывают, о чем думают деревья, цветы, о чем могут разговаривать два дерева, два цветка, цветок и пчела, два листочка на ветке.

После прогулки дети рисуют то, что они представили. Оформляется стенд.

4. Задание на тему «Разговоры с природой».

Во время прогулки дети наблюдают за природой, выбирают для наблюдения цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Задать вопросы и «услышать» или представить их ответы.

Дети рассказывают или рисуют то, что «услышали».

Игры и задания по теме «Развиваем воображение».

1. «Мое воображение».

- Закройте глазки и представьте себе:

- Вы взяли в руки кусочек льда.

- Вы подошли к окну, открыли его и взлетели.

- Вы держите в руках и нюхаете благоухающий букет.

- Вы гладите мягкого пушистого котенка.

- Вы едите необыкновенно сочное яблоко.

- Вы управляете самолетом и летите высоко в облаках.

- Вы столкнулись нос к носу с медведем.

Каждый ребенок рассказывает, что удалось лучше всего представить.

По желанию дети рисуют представленное.

2. Игра «Найди ответ».

В этой игре вариантов ответом может быть много. Побеждает тот, у кого самое оригинальное мышление. Дети объединяются в группы и обсуждают задание.

- Что делала твоя кошка сегодня на троллейбусной остановке?

- Почему ты нес вчера в школу большую длинную палку?

Дети объединяются в пары. Один придумывает и задает вопрос, второй участник игры отвечает.

3. Игра «Найди выход».

Дети объединяются в пары или команды. Один человек или команда ставят другую команду или другого человека в трудную ситуацию, и нужно найти выход из нее.

- Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, а вы не знаете дороги домой.

Дети придумывают самые фантастические ситуации.

Побеждает тот, кто найдет выход из любой ситуации и продержится дольше всех.

4. Игра «Рисунки вокруг нас».

-Внимательно посмотрите вокруг себя: на стены, потолок, шторы, облака, линии паркета, мебель и попытайтесь увидеть в них какую- нибудь картину, фигуру. Нарисуйте увиденное, расскажите об увиденном другим. Остальные дети пытаются догадаться, где он увидел данную картину или фигуру.