Украинский (UKR)Русский (RUS)

Итоги Четвертых Киевских Чтений на тему «Воспитываться в моральном климате памяти»

 

26 августа 2015 в г. Киеве в Доме учителя состоялись Четвертые Киевские Чтения по гуманной педагогике по теме «Воспитываться в моральном климате памяти».

 

 

Моральный климат памяти - это создание Учителем, Воспитателем, Родителями такого пространства, в котором живут возвышенные и прекрасные Образы, способные пробудить в душах наших учеников лучшие человеческие черты и направить их к самовоспитанию.

 

 

Чтения открыл Станислав Крук, президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики (ВАГП), кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, Лауреат премии им. Богдана Хмельницкого, Рыцарь Гуманной Педагогики. В своем докладе «Моральный климат памяти: исторический и метаисторический контекст» С.Л. Крук акцентировал внимание на вектор развития общества, на учителя как творца сознания будущих поколений. Пробудить в ребенке внутренний прекрасный образ помогает философия известных педагогов: Квинтилиана («Душа ребенка небесного происхождения»), Коменского (воспитание ребенка должно осуществляться исключительно естественным путем), Ушинского (воспитание должно быть на духовной основе). Духовность - интегрированное понятие, категория прекрасного осознается через понятия красоты, гармонии, соразмерности между сердцем и интеллектом. Интеллект расширяет сознание и должен обязательно утончаться через чувства сердца. Только гармоничное сочетание этих начал может быть залогом истинного воспитания личности, раскрытия индивидуальности.

 

Ведущий Чтений – Игорь Ерметов, врач, психолог, член Координационного совета МЦГП, вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики (ВАГП), председатель Киевского городского центра ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики. Игорь рассказал о мощном потенциале волонтерского движения на примере Хмельницкого объединения «В будущее через культуру» и волонтеров нашей Ассоциации. Волонтеры занимаются реставрацией культурных памятников украинского народа (крепость Меджибож; усадьба в с.Самчики Хмельницкой обл.), участвовали в строительстве Музея гуманной педагогики в Бушети (Грузия). Волонтерская деятельность - мощное средство объединения молодежи, сохранения культурной памяти нации, проявления высоких качеств человеческого духа.

Видеообращение академика Шалвы Александровича Амонашвили помогло участникам чтений задуматься над вопросом «Как наша память помогает нам стать лучше?». Память - это библиотека воспоминаний или живая жизнь? Гуманная педагогика опирается на понятие духовного гуманизма. Если жизнь - это определенный отрезок бесконечного пути, данный человеку для самосовершенствования, то учителю на этом пути надо растить в себе учителя от Бога. Воспитание - особая система взаимодействия взрослого и ребенка, впитывания лучших образов. Эти образы - живые существа. Если учитель поселит в душе ребенка лучшие образы, то эти образы через нас будут творить, совершенствовать жизнь.

Своим опытом внедрения идей гуманной педагогики со слушателями Чтений поделилась Людмила Остапенко, директор Юльевского УВК (Запорожская область).

 

 

С приветственным словом обратилась к участникам Валентина Матяшук, председатель Львовского областного центра Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, кандидат исторических наук, доцент кафедры развития личности Львовского областного института последипломного педагогического образования.

Незабываемое впечатление оставила Творческая мастерская Зинаиды Хоменко, кандидата психологических наук, члена Правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, заместителя Председателя Киевского городского центра ВАГП, научного консультанта экспериментальной школы гуманной педагогики, научного консультанта и психолога Финансового лицея г. Киева.

 

Лейтмотивом творческой мастерской «Самосовершенствование в свете нравственного климата памяти» стали слова известного ученого, академика Д.С.Лихачова: «Получить хорошее воспитание можно не только в собственной семье или в школе, а и ... у самого себя» и выражение из Манифеста гуманной педагогики: «Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля, в которое привлекаем детей или отдельного Ребенка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и культуры: характера, обычаев, чувств, мыслей, знаний, стремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле - это отражение нашей сущности. Отсюда - фундаментальнейшая проблема гуманной педагогики - самосовершенствование».

В природе человека заложен механизм самопознания и самовозростания. Есть ярко выраженные возрастные периоды, в которых человек чувствует сильную потребность расти. Это и кризис 3-х лет, который называют «Я сам!», и желание первоклассников учиться, и критичность мышления десятилетних, и подростковый возраст, и наше желание начать новую жизнь с понедельника или с Нового года ...

Модератор З.Хоменко предложила практический подход к раскрытию в себе тех образов, которые на самом деле ведут нас по жизни. Каждый образ, который живет в нашей памяти есть, по сути, неким живым творением, которое определяет нашу философию жизни. И от того, чем будет наполнена наша память - «светлыми образами» или «обидой» зависит качество нашей жизни, ощущение себя счастливыми или неудачниками, больными физически и морально. Изменение философии жизни не простая задача, но ее реально можно достичь, став на путь благодарности, пройдя через раскаяние и прощение. Участники Творческой мастерской поделились собственными наработками по улучшению своего характера. Мы живем в информационном мире. Информации вокруг нас очень много. И чтобы информация превратилась в знание, ее нужно воплощать в практику, в практику воспитания себя, самосовершенствования и мир вокруг нас будет становиться все чище, дружелюбнее, зерна Любви будут цвести в наших сердцах.

Мастер-классы Ольги Банит, кандидата педагогических наук, младшего научного сотрудника Института педагогического образования и образования взрослых АПН Украины - всегда яркое незабываемое событие. На этот раз мы раскрыли роль эмоций в жизни человека, место эмоциональной памяти в жизни каждого из нас, ее влияние на самооценку личности. Лейтмотивом мастер-класса «Эмоциональная память как механизм формирования самооценки личности» Ольга выбрала английскую пословицу: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

 

 

Учителю необходима способность научиться жить прекрасными образами и генерировать эти образы вокруг себя.

Смысл такой жизни заключается в утверждении духовного гуманизма в конкретных жизненных обстоятельствах здесь и сейчас, а не в ожидании, когда сложатся для этого благоприятные условия.

Пытаться ничего не делать бездумно, осознавать свои действия и анализировать их, после допущенной ошибки прилагать усилия для того, чтобы не повторять ее, проявлять требовательность к себе, как к создателю гуманного образовательного пространства, жить и творить с чувством ответственности перед Богом и всем человечеством.

 

 

Наверное, это и будет жизнью в моральном климате памяти.

Моральный климат памяти - это не только прекрасное прошлое, которое было, но и прекрасное будущее, которое будет.

Моральный климат памяти - это источник энергии, необходимый человечеству для эволюционного развития.

Он является пространством существования морального идеала, а стремление к нему дает ту энергию, которая помогает нам пережить трудности, сохраняя человеческое достоинство, и подготовить условия для жизни будущих поколений.