Украинский (UKR)Русский (RUS)

Уроки

Тексты и подтексты уроков

Переживания на уроке «Мира Красоты»

Дети взрослеют в школе, они проживают уроки и получают свой жизненный опыт, извлекая подтексты из текстов уроков. Недавно, на одном из уроков курса «Мир Красоты» в 4 классе, мы использовали, предложенный Валерией Гивиевной Ниорадзе в курсе письменно-речевой деятельности фрагмент урока о том, что такое подтекст и, как его можно трактовать. Дети сами пришли к интересному выводу, что подтекст зависит от внутреннего мира читающего, от его души и сердца. Детям для размышлений был предложен небольшой рассказ Евгения Замятина «Трамвай».

В рассказе дается яркая образная зарисовка пассажиров трамвая, которые торопятся в театр, а у окна «смирнехонько сидит голубоглазый мальчишечка – так смирно, что никто его и не видит. И у него ухо надорвано, кровь из мочки бежит. Нет-нет да и вытрет грязным платком, то ухо, то глаза, то опять ухо. И сверкает трамвай, полон народу: едут в театр».

Читаю текст, в классе сосредоточенная тишина, все переживают вместе со мной, а один мальчик Андрей Г. опустил голову на парту и горько плачет. Слезы текут ручьем, а он голову глубоко погружает в сложенные на парте руки, чтобы никто не видел, что он не может остановить слез.

Подробнее...

 

Бак В.Ф. "Основні вимоги до уроку з точки зору духовного гуманізму"

 

Введение

Анализ различных источников показал, что урок, построенный на основе духовного гуманизма (гуманный урок), имеет ряд существенных особенностей, отражающих целостный педагогический процесс. «Гарантом целостного педагогического процесса является жизнь ребёнка. Урок следует осмыслить не как основную форму организации процесса обучения, а как аккумулятор жизни ребёнка в целом, жизни детей в целом, создавая тем самым второй уровень жизни детям, более интересной, многогранной и богатой, чем их спонтанная жизнь» [1, с.249-250].

При целостном подходе обучение и воспитание не разделяются. Этот процесс един и всё содержание учебного материала направлено и на обучение, и на воспитание одновременно, отвечая актуальному состоянию ученика. Поэтому учитель не игнорирует состояние ученика, а входит в его позицию и делает так, чтобы движение ребёнка с его многосторонним содержанием в какой-то степени совпало с намерениями учителя. В этом раскрывается суть воспитания ученика жизнью и с помощью самой жизни.

Ребёнок приходит в школу не только для усвоения нового материала, он приходит со своим жизненным опытом, который необходимо учитывать: «Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого школьника в отдельности» [2, с. 230]. На уроках необходимо создавать ученикам условия для того, чтобы они жили (А. Н. Леонтьев), а не готовились к жизни.

Исходя из фундаментального для педагогики положения Л. С. Выготского, о том, что «обучение должно опережать развитие и вести его за собой» [3, с.124], материал урока должен подаваться с учётом не только актуального уровня развития учащихся, но и с учётом их ближайшего развития. Противоречие, которое в данном случае возникает, решается через сотрудничество ребёнка и взрослого, ученика и учителя. Поэтому правильно организованное сотрудничество на уроке между учителем и учеником – основа успешности обучения и образования. «В школе ребёнок обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, а тому, что он делать ещё не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством» [1, с. 133].

При подготовке гуманного урока, важным является умение учителя сотрудничать с учеником. Не подавлять, не оставлять его наедине с самим собой в решении учебных задач, а сотрудничать.

Подробнее...

 

Толстикова Л.Г. Урок ко Дню культуры

УРОК КО ДНЮ КУЛЬТУРЫ

Класс 4 – 5.

Тема: "Рано или поздно зерно культуры прорастет".

"Благая весть"

Форма проведения урока; урок – размышление.

Цель урока; утвердить в детях понятие о необходимости защиты культуры во всех ее проявлениях, осознанной необходимости жить по законам духовности, красоты, знаний и любви.

Оборудование; мульти – медийная доска, презентация к уроку, текст притчи «Два ангела» Ш.А.Амонашвили, очерк «Три ключа» Е. И. Рерих.

Подробнее...

 

Біла Ірина Олексіївна. Постаті гуманної педагогіки.

Форма проведення: інтерактивний урок

Лейтмотив: Любов виховується любов'ю, Доброта виховується добротою, Чесність виховується чесністю, Духовність виховується духовністю, Моральність виховується моральністю...

Головна ідея: вихователь, спрямовуючи кроки дитини, тримає в руках його долю. Вірним помічником вчителя є Світло педагогів – гуманістів.

Подробнее...

 
Еще статьи...