Українська (UKR)

Статті, публікації

М.В.Богуславський. Розвиток педагогічного світогляду Ш.О.Амонашвілі

М.В. Богуславский - главный научный сотрудник УРАО, «Институт теории и истории педагогики»,член-корреспондент РАО,доктор педагогических наук, профессор, Москва

В отечественной педагогической традиции на протяжении веков всегда находились особо выдающиеся деятели образования, которые органично соединяли в себе целый комплекс качеств. Они были талантливыми педагогами, тонкими психологами, оригинальными философами образования и педагогическими мыслителями, незаурядными писателями, яркими публицистами, страстными общественными деятелями. В исторической ретроспективе когорта нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, властителей педагогических дум выглядит так: Н.И.Пирогов – К.Д.Ушинский – Л.Н.Толстой – П.Ф.Каптерев – С.Т.Шацкий – П.П.Блонский – А.С.Макаренко – С.И.Гессен – В.В.Зеньковский – В.А.Сухомлинский.

Начавшись в середине ХIХ века, эта нравственно-интеллектуальная педагогическая эстафета, несмотря на все тернии и теснины, прошла через ХХ век и длится уже в ХХI столетии. Хорошо, что мы, пусть и поздно, научились понимать значение и отдавать должное не только тем, кто создавал честь отечественному образованию в прошлом, но и сегодня составляет его гордость, – как Шалва Александрович Амонашвили

Attachments:
Download this file (М.Богуславский.doc)М.Богуславский.doc(197 Kb)
 

И.В.Дмитриева. Ценности высшего образования и гуманно-личностная педагогика.

Многочисленные попытки украинких реформ в образовании свидетельствуют о том, что наше общество и государство понимают, что наука и образование являются одним из важнейших ресурсов нации. Среди организационных мер, направленных на изменение структуры и укрепление материальной базы вузов, внедрения новых форм и методов обучения, наиболее важным можно считать меры по развитию фундаментальной и прикладной науки в вузах. Однако есть проблемы, которые требуют особого внимания. Речь идет о проблеме одухотворения интеллекта, используя философское определение духовности, как высшей способности человека к самоопределению и осмыслению действительности.

 

Т.А. Рюмшина. О гуманитарных аспектах в преподавании точных наук. Формирование целостного мировоззрения .

В последнее в педагогике получили широкое распространение идеи гуманной педагогики, которые были высказаны известными гуманистами прошлого и развиты для современных условий нашей действительности выдающимся педагогом нашего времени Ш.А. Амонашвили. Целью гуманной педагогики является воспитание всесторонней развитой образованной личности, обладающей высокими нравственными и моральными качествами. Одной из задач гуманной педагогики является развитие природной любознательности учащегося, стремления учиться и познавать окружающий мир.

К сожалению, имеющиеся большие наработки в области преподавания точных наук, в частности математики, в большей своей части являются директивными. Преподаватель ограничен временными требованиями и объемом излагаемого материала, что часто мешает занимательности изложения материала. Трудности усвоения материала отторгают учащегося от предмета, и он лишается тех колоссальных возможностей, которые дает математика и другие точные науки.

 

П.В. Чесноков. «Евгений Онегин» или «Гарри Потер»?

«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». В этом прекрасном высказывании знаменитого художника и мыслителя, всемирно известного культурного деятеля Н.К.Рериха заложен глубокий эволюционный смысл. Человечество может строить своё будущее только на прочном фундаменте непреходящих культурных ценностей, испытанных временем и ему уже неподвластных. Если говорить о литературе и о книгах, желательных для домашнего и семейного чтения, то невозможно забыть о таком значительном «чудесном камне» в фундаменте строения мировой литературы, как А.С.Пушкин. Мало кому известно, что по результатам специального исследования в области литературы, проводимого американскими специалистами с помощью особой компьютерной программы, Пушкин стоит на первом месте в мировой литературе по умению передавать в сжатой форме довольно объёмные и сложные понятия. В этом своеобразном состязании он опередил признанного столпа мировой литературы - Вильяма Шекспира.

 

 

Е.Н. Черноземова. Когда Небо приходит на Землю.Новое сознание детей и старые проблемы взрослых

В первые годы нового тысячелетия и в самый канун его наступления повсеместно стали отмечать приход в мир новых детей, детей особого строя сознания. Высказано предположение, что в гипертрофированном виде они проявляют свойства, которые заложены в человеке, но в силу особенностей нынешнего этапа цивилизации не развиваются, а постепенно человечеством утрачиваются. Современному обществу потребления не нужен широкий взгляд на мир и осознание места человека в структуре мироздания. Ему выгоден человек-потребитель, сориентированный на решение сиюминутных меркантильных задач. Новые дети приносят с собой и демонстрируют высокие способности к уяснению структуры мироздания и места в нем человека, чувство великого сострадания ко всему живому, огромный объем памяти, включающий знания о прошлых жизненных накоплениях, а также ощущениях, предшествующих рождению. С самого раннего возраста они проявляют способность к философствованию и формулируют ответы на вопросы из разряда вечных: о смысле жизни, строении мироздания, своей роли на Земле.

 
Більше статтей...