Украинский (UKR)Русский (RUS)

Уроки

Бак В.Ф. "Основні вимоги до уроку з точки зору духовного гуманізму"

 

Введение

Анализ различных источников показал, что урок, построенный на основе духовного гуманизма (гуманный урок), имеет ряд существенных особенностей, отражающих целостный педагогический процесс. «Гарантом целостного педагогического процесса является жизнь ребёнка. Урок следует осмыслить не как основную форму организации процесса обучения, а как аккумулятор жизни ребёнка в целом, жизни детей в целом, создавая тем самым второй уровень жизни детям, более интересной, многогранной и богатой, чем их спонтанная жизнь» [1, с.249-250].

При целостном подходе обучение и воспитание не разделяются. Этот процесс един и всё содержание учебного материала направлено и на обучение, и на воспитание одновременно, отвечая актуальному состоянию ученика. Поэтому учитель не игнорирует состояние ученика, а входит в его позицию и делает так, чтобы движение ребёнка с его многосторонним содержанием в какой-то степени совпало с намерениями учителя. В этом раскрывается суть воспитания ученика жизнью и с помощью самой жизни.

Ребёнок приходит в школу не только для усвоения нового материала, он приходит со своим жизненным опытом, который необходимо учитывать: «Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого школьника в отдельности» [2, с. 230]. На уроках необходимо создавать ученикам условия для того, чтобы они жили (А. Н. Леонтьев), а не готовились к жизни.

Исходя из фундаментального для педагогики положения Л. С. Выготского, о том, что «обучение должно опережать развитие и вести его за собой» [3, с.124], материал урока должен подаваться с учётом не только актуального уровня развития учащихся, но и с учётом их ближайшего развития. Противоречие, которое в данном случае возникает, решается через сотрудничество ребёнка и взрослого, ученика и учителя. Поэтому правильно организованное сотрудничество на уроке между учителем и учеником – основа успешности обучения и образования. «В школе ребёнок обучается не тому, что он умеет делать самостоятельно, а тому, что он делать ещё не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством» [1, с. 133].

При подготовке гуманного урока, важным является умение учителя сотрудничать с учеником. Не подавлять, не оставлять его наедине с самим собой в решении учебных задач, а сотрудничать.

Подробнее...

 

Толстикова Л.Г. Урок ко Дню культуры

УРОК КО ДНЮ КУЛЬТУРЫ

Класс 4 – 5.

Тема: "Рано или поздно зерно культуры прорастет".

"Благая весть"

Форма проведения урока; урок – размышление.

Цель урока; утвердить в детях понятие о необходимости защиты культуры во всех ее проявлениях, осознанной необходимости жить по законам духовности, красоты, знаний и любви.

Оборудование; мульти – медийная доска, презентация к уроку, текст притчи «Два ангела» Ш.А.Амонашвили, очерк «Три ключа» Е. И. Рерих.

Подробнее...

 

Біла Ірина Олексіївна. Постаті гуманної педагогіки.

Форма проведення: інтерактивний урок

Лейтмотив: Любов виховується любов'ю, Доброта виховується добротою, Чесність виховується чесністю, Духовність виховується духовністю, Моральність виховується моральністю...

Головна ідея: вихователь, спрямовуючи кроки дитини, тримає в руках його долю. Вірним помічником вчителя є Світло педагогів – гуманістів.

Подробнее...

 

Бак В. Ф." Эволюция органического мира "

Открытые уроки

Бак В.Ф. «Эволюция органического мира.

Основные направления и возможные перспективы

(Что ждёт человечество в будущем?) 

разработка урока по биологии на основе целостного подхода

к образовательному курсу «Биология» для 11 класса

 

Бак В.Ф.
Основные направления и возможные перспективы

(Что ждёт человечество в будущем?)

разработка урока по биологии

на основе целостного подхода

к образовательному курсу «Биология»

для 11 класса

http://art-roerich.org.ua/humaneped/open_lessons.html

 

Пространство урока организовано таким образом, чтобы биологический материал, раскрывающий тему, служил той средой, в которой развивается живая человеческая мысль юношей и девушек. Чтобы потребность в философско-обобщённом мышлении молодых людей находила удовлетворение в поиске ответов на вопросы о строении  и возникновении нашего мира, своём предназначении в нём и о будущем мира, частью которого чувствуют себя выпускники. Урок, таким образом, из урока биологии перерастает в урок образовательного курса биологии, который не только передаёт сумму знаний, а воспитывает мировоззрение ученика.

Подробнее...

 
Еще статьи...