Українська (UKR)

Статті, публікації

Ю. Годунский. Откуда есть пошла благотворительность на Руси

Благотворительность, меценатство, милосердие, приют – почти забытые в советское время понятия. Только на исходе ХХ столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь. Давняя традиция благотворения и попечения о нуждающихся, проявлявшаяся в дореволюционной России в многообразных формах, после октября 1917 года была предана остракизму и забвению. Большевики смотрели на модель благотворительности как на буржуазный пережиток и средство обмана трудящихся, стремление спрятать свою эксплуататорскую суть за унизительной "помощью бедным" и тем отвлечь их от классовой борьбы. Прошли десятилетия, и жизнь заставила подумать о возрождении благотворительности в современной России. В немалой степени тому способствовали тяжелейшие испытания, выпавшие на долю россиян в так называемое перестроечное время, когда страна переходила к рыночной экономике и рыночным отношениям. Возрождаемая благотворительность еще не встала крепко на ноги. Но тем интереснее заглянуть в ее истоки.

 

А. Д. Тюриков. Начало гуманной педагогики в России

Педагогика как наука возникла в России во второй половине XVIII века и с первых дней своего зарождения была гуманной и синтетической. И главную роль в этом сыграл Иван Григорьевич Шварц, ставший в 1779 году в возрасте 28 лет профессором немецкого языка в Московском университете. Он, казалось, самой судьбой был послан в новое отечество для определенной миссии, для того, чтобы изменить отношение к детям в обществе, научить воспитывать их на гуманных началах, для созидания из них свободной и творческой личности.

 

В. А. Ласько. Философские размышления Л. Н. Толстого о житейской мудрости

Как раскрыть суть таких философских понятий как Бог, дух, душа, мысль, слово, любовь, суеверия, корыстолюбие, добро – студенческой аудитории, включающей и атеистов, и сторонников разных религиозных верований? Таким миротворцем является Лев Николаевич Толстой. Он оставил человечеству непревзойденное по глубине не только литературное, но и философское наследие. В их числе книги-напутствия человечеству: «Мысли мудрых людей на каждый день», «На каждый день», «Круг чтения», «Путь жизни». Это ларцы мудрости – «избранные мысли об истине, жизни и поведении», классифицированные по философским категориям.


 

В. А. Ласько. Творец людей

Главными вопросами в педагогических размышлениях и деятельности Льва Николаевича Толстого были таковыми: «Каков смыл жизни человека? Каково отношение человека к миру и как жить в этом мире? Как и чему учить?» Л. Н. Толстым была сделана попытка сформулировать предложения, – своеобразную программу перестройки школьного образования с учeтом включения новых учебных дисциплин: религиозное понимание жизни, нравственное учение. Целью первого был поиск ответа на вопрос: «Что я такое, каково отношение моe, моей деятельной личности ко всему бесконечному миру?» Целью нравственного учения был поиск ответа на вопрос: «Как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не делать?» Стержнем школьного образования должно было стать учение о смысле жизни, духовности, нравственности, что полностью отражает взгляд Л. Н. Толстого на человека, как на существо духовное, творческое, нравственное.

Attachments:
Download this file (Лев_Толстой.doc)Лев_Толстой.doc(76 Kb)
 

Н. В. Харитонова. Психолого-педагогічні погляди Л. Виготського

Важливий внесок Л. С. Виготського у розвиток педології – комплексної науки про розвиток дитини, яка охоплює обидві сторони цього розвитку – і тілесну, і психічну. Її сильною стороною була розроблена система психологічної діагностики розвитку, для чого у школах були створені спеціальні педологічні кабінети чи лабораторії.

Attachments:
Download this file (Выготский.doc)Выготский.doc(43 Kb)
 
Більше статтей...