Украинский (UKR)Русский (RUS)

Интервью

Навчіться дружити і будете багатими!!! (Інтерв'ю Назарія Радчука з Ш.О.Амонашвілі)

 

З Шалвою Олександровичем Амонашвілі я познайомився в той період, коли мій татко – взірець мудрості, доброти і порядності – пішов у небуття. Саме в цей нелегкий час Бог послав мені добру, чуйну, співчутливу людину. І впродовж усього нашого спілкування я відчував його любов і підтримку. І ось, коли з 1 по 20 січня2015р. Шалва Олександрович проводив у Києві свій семінар, я попросив маму взяти мене з собою. Я з великим захопленням слухав виступи мого мудрого вчителя, а по закінченню поспілкувався з ним особисто.

Подробнее...

 

Ирина Яворская - Многомерность и единство духовного и материального в педагогике

Osvita_1

(Обсуждение Манифеста гуманной педагогики на Одесском телевидении в прямом эфире программы «Освіта»)

10 сентября в программе «Освіта» на Одесском телевидении вновь была затронута тема гуманно-личностной педагогики, которая набирает силу и уверенность в области. В передаче приняли участие: руководитель Одесского областного центра Всеукраинской ассоциации гуманной педагогики, член Правления Всеукраинской ассоциации, Рыцарь гуманной педагогики Валерий Кучеровский и учитель начальных классов Одесской школы № 10, участница авторского семинара академика Амонашвили в Белгороде-Днестровском и педагогических Чтений в Москве Юлия Ковальчук. Передачу вела журналист Ирина Божко.

Подробнее...

 

Ради жизни самой на Земле. Интервью с Шалвой Александровичем Амонашвили.

 

      Удивительным мастером педагогического искусства только в Украине проведены 23 авторских семинара, зажигающих все новые и новые огоньки учительских сердец, желающих внести свой вклад в педагогику нового времени, ради новых детей, ради нашего с вами лучшего будущего. Интервью с профессором провел редактор газеты «Гуманная педагогика» Валерий Кучеровский.

 В.К.:  Шалва Александрович, в январе следующего года состоятся десятые юбилейные Педагогические Чтения, проводимые Международным Центром Гуманной Педагогики. Получается, символическому «ребенку» - движению Гуманной Педагогики исполняется десять лет. Но, согласно пренатальной педагогике, душа нерожденных живет в другом пространстве. Как же нам определить начало жизни Гуманной педагогики?

Ш.А.А.:  Душа гуманной педагогики имеет древнейшие истоки в философских учениях выдающихся мыслителей Востока и Запада, но она созрела в Учении Иисуса Христа, откуда переселилась для долгой, а, может быть, вечной жизни в мыслях, деятельности и учениях классической педагогики. Мир классической педагогики - это будущее. Классики ведут с нами неспешный разговор о мудрости воспитания, о тайнах образования божественной сущности растущего человека. Язык классиков педагогики особенный - это язык сердца. Тот, кто стремится научиться языку сердца, тот и поймет, постигнет суть педагогики, которую мы называем гуманной. Что есть язык сердца? Это - любовь, искренняя, чистая, преданная, вечная любовь к детям, это - чувство служения Тому, Кто всех нас создал, сотворил, дал жизнь, населил на планете Земля, указал Путь. Этим дышит классическая педагогика, которая сотворена Квинтилианом, Коменским, Песталоцци, Руссо, Ушинским, Макаренко, Корчаком, Сухомлинским и прекрасными созвездиями мыслителей. У классической педагогики есть одно достойное подражания свойство: она никому себя не навязывает, она только предлагает себя всему миру образования и ждет момента истины - кто и когда ее поймет, кто и когда поймет и затребует хранимые ею Истины образования. Хотите узнать, где начало жизни гуманной педагогики? Ответ один: в Звездном Небе, там, где все начинается и куда все возвращается. Народная мудрость гласит: «То, с чем я родился, подарок Бога, то, с чем я умру, мой подарок Богу». Гуманная педагогика способствует тому, чтобы поколение было воспитано в духе этой мудрости.

В.К.:  Что из себя представляет в настоящее время, созданное вами Международное движение? Какова его география?

Ш.А.А.:  За десятилетие жизни Международного Центра Гуманной Педагогики образовалась весьма обширная география: в России, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Киргизстане, Казахстане были созданы более 200 лабораторий гуманной педагогики, более 19000 учителей прошли курсы повышения квалификации и получили сертификаты. Созданы: Всероссийский Центр Гуманной Педагогики, Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики, Вселатвийская Ассоциация Гуманной Педагогики, Литовский и Эстонский Центры Гуманной Педагогики. Они объединяют десятки тысяч учителей, воспитателей, работников образования, родителей, общественных деятелей. Кто видел карту, на которой горят огоньки из тех городов и поселков, где действуют лаборатории и объединения гуманной педагогики (ее мы выставляем во время наших педагогических чтений), тот наверно имеет представление о размахе нашей деятельности. Только не надо приписывать мне какие-то заслуги, ибо делаем мы это сообща со всеми участниками этого масштабного движения в мире образования.

В.К.:  Какие цели вы ставите, проводя в жизнь педагогическую «систему гуманно-личностного отношения к ребенку в образовательном процессе», которую учителя называют «Школой жизни» и Гуманной Педагогикой?

Ш.А.А.:  Цель наша ясная и заманчивая, но и сложная. Она в следующем: одухотворять, облагораживать образовательный мир, вводить в педагогическое сознание измерение духовности и связанные с ним категории, без которых педагогические процессы страдают, страдают ученики, воспитанники, их родители, учителя и воспитатели. На наших Международных Чтениях часто звучат слова: Детям Света нужны учителя Света. А учителями Света должны стать мы сами, каждый из нас. Вот какая у нас задача. Идеи гуманной педагогики, иначе Школы Жизни, несут эти устремления.

В.К.:  В чем особенности Гуманной Педагогики. Что ее отличает от существующей педагогики, которую называют авторитарной?

Ш.А.А.:  Отличие гуманной педагогики от авторитарной имеет радикальный характер: оно заключено в основании. Гуманная Педагогика, которая есть вариация на темы классической педагогики, основана на измерение духовности, отсюда и все остальное - содержание образования, формы и методы, понятийная база, облик учителя и воспитателя. Традиционная же, или, как ее называют, авторитарная педагогика ограничена материалистическими рамками и если даже то и дело ссылается она на понятие духовности, опять-таки, с материалистическим пониманием. Этот подход рождает все то, что мы и видим на практике.

В.К.:  У каждого учителя есть ученики - его гордость, вера и надежда. Может ли руководитель Международного движения Гуманной Педагогики назвать достойные имена?

Ш.А.А.:  В движении гуманной педагогики выявились прекрасные имена. Я бы с радостью и почтением перечислял бы всех, но это невозможно. Сейчас мы приступили к изданию серии информационных справочников "Кто есть кто в гуманной педагогике". Многие внесли в развитие идей гуманной педагогики неоценимый вклад со своими наработками и творческим опытом. Таких на Международных Чтениях Международное жюри ежегодно провозглашает Рыцарем Гуманной Педагогики и вручает им золотой значок "Сердца и лебедя". Лебедь на фоне сердца есть символ гуманной педагогики. В этом прекрасном сообществе сторонников и носителей идей гуманной педагогики действует закон: "Никто тебе не друг, никто тебе не враг - каждый для тебя учитель.

В.К.:  Может гуманная педагогика годится только для папенькиных сыночков и дочек, которые паиньками сидят в классе и не отрывают глаз от своих учителей. А гиперактивные дети, от которых стонут учителя и которых в школах становится все больше, ей не по плечу? Не распустятся ли ученики без привычных крепкой воли и твердой руки?

Ш.А.А.:   В гуманной образовательной практике (если учитель, конечно, преданно и с творящим терпением служит ее принципам) постепенно складывается куда более возвышенные взаимоотношения между ее участниками - это есть дисциплина духа. Она едина и для учеников, и для учителей. Это есть дисциплина взаимопонимания, взаимной любви и уважения, взаимной ответственности и помощи. Такую дисциплину не знает авторитарная педагогическая практика.

В.К.:  Почему, по вашему мнению, это новое явление в педагогике многими администрациями школ воспринимается с трудом, а иногда и агрессивно? Ведь цели новаторской педагогики благородны, гуманны и получили признание как у учителей, применяющих вашу систему на практике, так и у учеников и родителей в школах, где гуманная педагогика уже надежно прописалась?

Ш.А.А.:  Если человек вжился в свою авторитарную педагогическую практику, конечно, ему будет трудно понять идеи гуманной педагогики. Такой учитель или руководитель образования может препятствовать вхождению идей, которые обновляют жизнь. Но как нам не выразить свою признательность руководителям министерства образования Хакасии, Дагестана, министерству образования Украины и Латвии, многим руководителям местных органов образования, прекрасным представителем которых является Талис Яунземис из Латвии, многим директорам школ, которые со всеми своими возможностями способствуют и поддерживают утверждение идей гуманной педагогики. Смена педагогического сознания есть нелегкое дело. Мы должны понять всех, которые не разделяют идеи гуманной педагогики, должны быть чуткими даже с теми, кто проявляет агрессивность. Гуманная педагогика, прошедшая через такие препятствия, еще больше окрепнет, лучше будет развиваться. Сказано: «Да здравствуют трудности, ими мы растем». Гуманного склада учитель не будет открывать перед собой фронт, а будет спокойно и уверенно, с вдохновением и творчески трудиться. Не забудем заповедь: «Каждый для тебя учитель».

В.К.:  Каждый год на педагогические Чтения вы предлагаете столь необычные темы: о значении учительской улыбки, о воспитании крылатых детей, о значении сердца и, вот эта тема предстоящих Чтений: «Как любить детей». В этом есть какая - то система, цель или что-то еще?

Ш.А.А.:  Темы всех наших чтений следуют одной цели: помочь участникам чтений, как говорил Кант, учиться не мыслям, а мыслить. Каждая тема была обращена на учителя, на возвышение образа его мышления. Педагогические Чтения - это не семинар, а коллективное соразмыслие вокруг темы, которая становится ступенькой нашего роста.

В.К.:  Если позволите, то вернемся к десятилетнему «подростку». Верите ли вы в будущее Гуманной педагогики, вступающей в жизнь школы, общества в наше сложное время, которое ученые называют переходным этапом к новому человеку и новому сознанию?

Ш.А.А.:  Идеи гуманной педагогики, то есть классические педагогические ценности, обязательно станут достоянием массовой практики. Сказать, что это будет скоро, нельзя. Мы только содействуем этому великому делу. Чем наши старания будут более усердными и устремленными, чем глубже вникнем в суть и создадим творческую практику, тем это будущее будет перемещаться в настоящее. Приходит новое поколение детей, их ныне называют по-разному. Но как бы их не называли, для нас должно быть ясным: новое поколение людей должно очень потрудиться, чтобы возвеличить в жизни людей культуру, духовность, общее благо и чтобы уберечь жизнь на Земле.

В.К.:  Спасибо, Шалва Александрович, от имени всех наших читателей, искренне любящих Вас и ценящих Ваше столь преданное служение детям, родителям и классической педагогике, которая в Вашем понимании из будущего.