Воспитание высокой культуры чувств

    Современный учебно-воспитательный процесс отличается динамичностью и насыщенностью. Информация и действия сменяют в нём друг друга с поразительной быстротой. Мы торопимся выполнить программу, проговорить и записать беседы, выполнить план родительских собраний, внеклассных мероприятий. Но в этой спешке забываем, что живущие радом с нами дети, каждую минуту своей жизни запечатлевают в своем сознании стереотипы поведения и общения, которые они получают, прежде всего, от взрослых. Печально, если нам не хватает времени говорить с детьми о самом главном: о любви и дружбе, о подвиге и героизме, о смысле жизни и предназначении.

    Василий Александрович Сухомлинский был уникальным учителем. В его педагогической деятельности всегда находилось время для самого главного – воспитания культуры чувств растущего человека. Человек приходит для человека и ученик в школе – это растущий человек, а учитель для него – носитель конкретного опыта, «светоч интеллектуальной жизни» и путь для взросления.

    В современных школах много стали говорить о половом воспитании, подразумевая под этим понятием весьма сомнительные рекомендации по использованию методов контрацепции и предупреждению ранних половых отношений. В действительности, такие «беседы» только вредят воспитанию, так как акцентируют внимание на том, что не подлежит публичному обсуждению. Если мы хотим воспитать нормальных юношей и девушек, способных любить свою семью, своих детей, дорожить своим домом и родиной, мы должны, прежде всего, обращать внимание на воспитание у них высокой культуры чувств.

    В педагогическом наследии В.А.Сухомлинского есть удивительный источник мудрости для такого воспитания – это «Письма к дочери». В этих письмах он касается самых важных для подростков вопросов: любви, чистоты, целомудрия, преданности, материнства и отцовства в будущем, семейного счастья.

    «Письма к дочери» написаны просто и искренне, в них много мужественной и ответственной любви. Они представляют собой лучший пример воспитания настоящих женщин, которые своим внутренним достоинством и чистотой влияют на становление настоящих мужчин.

    Уважаемые коллеги, на уроках, классных часах или в обычных беседах с детьми прочтите им эти письма. Не нужно читать всё и сразу. Используйте моменты истины, которые обязательно появятся на Ваших уроках, и тогда, пусть на столе окажутся письма Василия Александровича к его взрослеющей дочери, которые и через 40 лет после того, как были написаны, смогут сказать девочкам и мальчикам Вашего класса о том, какой бывает настоящая любовь.

    В.Ф.Бак

    (рекомендации по проведению урока на основе гуманной педагогики*)

    Шості Всеукраїнські Читання з гуманної педагогіки

    (12-13 листопада 2011р.)

    BakБак В.Ф., учитель  биологии УВК  № 11 г.Артёмовска Донецкой обл., учитель-методист, «Отличник образования Украины», вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики

    Любой урок строится по определённым законам. Он представляет собой модель жизни, отрезок пространства, в котором проживаются многие события в сжатом виде для того, чтобы из всего многообразия мира постичь лишь малую его часть. Школьные уроки – это различные вариации на главные темы жизни: «Что такое мир вокруг меня и кто такой я в этом мире», и всегда он несет отпечаток мыслей, чувств учителя и его мировоззрения. Духовный мир учителя может наполнить урок многомерной красочной жизнью или превратить его в плоский и тоскливый отрезок времени.

    Урок, построенный на основе гуманно-личностного подхода, имеет ряд особенностей, отличающих его от обычного урока. Эти особенности связаны с мировоззрением учителя, с его духовным гуманизмом.

    Прежде всего, необходимо понять, что гуманный урок – это не единовременная акция, а результат серьёзной и глубокой работы учителя над самовоспитанием чувств, мыслей и поступков. Работа над уроком должна проходить задолго до его начала и проявляться во многих обычных уроках в виде постоянной совместной работы учителя и учеников над личностными человеческими качествами. Поэтому главным условием проведения гуманного урока является выращивание духовной общности между учителем и учениками в ходе каждодневной учебной деятельности.

    В ходе гуманного урока в детях взращиваются человеческие качества: чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость, сочувствие, чистота. Они или есть или их нет. Эти человеческие качества не подлежат статистической обработке, тестированию, технологизации и потому их нельзя сделать объектом анализа, рейтинговой оценки или соревнований.

    1. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ? КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ

    Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом специфических свойств и качеств:

    а) Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

    б) Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.

    в) На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика.

    г) Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений.

    д) Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера.

    Osvita_1

    (Обсуждение Манифеста гуманной педагогики на Одесском телевидении в прямом эфире программы «Освіта»)

    10 сентября в программе «Освіта» на Одесском телевидении вновь была затронута тема гуманно-личностной педагогики, которая набирает силу и уверенность в области. В передаче приняли участие: руководитель Одесского областного центра Всеукраинской ассоциации гуманной педагогики, член Правления Всеукраинской ассоциации, Рыцарь гуманной педагогики Валерий Кучеровский и учитель начальных классов Одесской школы № 10, участница авторского семинара академика Амонашвили в Белгороде-Днестровском и педагогических Чтений в Москве Юлия Ковальчук. Передачу вела журналист Ирина Божко.

    Please publish modules in offcanvas position.