Украинский (UKR)Русский (RUS)

Обращение к гражданам Украины о защите и охране национального культурного достояния

Культурная деятельность

Соотечественники!

 Украина переживает тяжелый период. Несмотря на различия во взглядах и политических предпочтениях для всех нас непреходящей ценностью является культурное наследие Украины.

На сегодняшний день жертвами гражданского противостояния стали важнейшие центры культуры нашей страны: Национальный художественный музей Украины, обладающий бесценной коллекцией; институты Секции общественных наук НАН Украины, хранящие рукописи Т.Г.Шевченко, И.Я.Франко, Л.Украинки и др.; Украинский дом в котором хранится 250000 уникальных экспонатов Музея истории Киева.

В результате необдуманных действий мы можем лишиться самого главного, что идентифицирует нас как нацию – культурного достояния.

Обращаемся ко всем с призывом соблюдать Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), согласно которому нейтралитет, покровительство и уважение должны быть предоставлены: «историческим памятникам, музеям, научным, художественным, образовательным и культурным учреждениям.»

Н.К.Рерих писал: «…охранение сокровищ Культуры принадлежит тем всеобъединяющим основам, на которых мы можем дружественно объединиться без всяких жалких чувств зависти и злобы.» (Н.К.Рерих. «Знамя Мира» (Конференция в Бельгии). Держава Света, стр.75.Рига. Виеда, 1992).

Подробнее...

 

Петиция в поддержку общественного Музея имени Н.К.Рериха

Культурная деятельность

На сайте change.org продолжается сбор подписей под обращением к Президенту России В.В. Путину с призывом спасти Общественный Музей имени Н.К.Рериха. Обращение уже поддержали десятки тысяч людей, среди которых - выдающиеся деятели культуры и науки. Важен каждый голос!

Подписать петицию 

 

Не допустите разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха!

Культурная деятельность

Значение культурного наследия великого русского художника Николая Рериха огромно, и это признается во многих странах мира. Оно включает в себя более 7000 картин, десятки литературных, научных и философских трудов. Миротворческие и гуманистические идеи Николая Рериха являются бесценным вкладом в отечественную и мировую сокровищницу культуры. Академик Д.С. Лихачев называл Н.К. Рериха «подвижником культуры всемирного масштаба», а министр культуры РФ А.А. Авдеев – «величайшим гуманистом ХХ века».

Понимая исключительную значимость наследия Н.К. Рериха для страны, руководство СССР в 1989 г. поддержало инициативу его младшего сына Святослава безвозмездно передать наследие из Индии в Россию для создания в Москве Музея имени Н.К. Рериха. Были приняты два главных условия С.Н. Рериха: музей должен иметь общественный статус и размещаться в усадьбе Лопухиных. Соответствующие гарантии были закреплены документально. Святослав Рерих создал Международный Центр Рерихов (МЦР), основой которого должен был стать общественный Музей имени Н.К. Рериха, и завещал МЦР имевшуюся у него часть наследия родителей.

Международный Центр Рерихов оправдал надежды своего основателя. За 24 года работы благодаря активной общественной и меценатской помощи, не получив ни копейки государственных средств, МЦР возродил практически из руин усадьбу Лопухиных и создал музей мирового уровня. МЦР проводил передвижные выставки картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в России и за рубежом (их посетило более 4 млн. человек), ежегодные международные научные конференции, вел широкую издательскую деятельность (опубликовано более 200 книг), издавал журнал «Культура и время» (отмеченный почетным знаком «Золотой фонд прессы»), проводил лекции, фестивали народного творчества, выставки современных художников-космистов и др. Деятельность МЦР отмечена высокими международными, государственными и общественными наградами и признана крупнейшими международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, «Европа Ностра» и др.).

Но, как оказалось, высокие достижения не могут служить гарантией безопасности и стабильного существования общественного музея в России. В настоящее время Музей находится на грани прекращения своего существования:

– Министерство культуры, возглавляемое В.Р. Мединским, стремится изъять у МЦР наследие Рерихов, разрушив тем самым общественный Музей;

– Департамент имущества Москвы в течение многих лет затягивает предоставление льгот МЦР по аренде усадьбы Лопухиных, где расположен Музей, в результате чего задолженность по арендной плате составила 24 млн. рублей;

– меценат Музея лишился возможностей для оказания помощи и Музей остался без средств к существованию.

Поэтому мы обращаемся к Президенту РФ В.В. Путину с призывом не допустить разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха и оказать Музею помощь: сохранить его общественный статус, передать ему усадьбу Лопухиных в безвозмездное и бессрочное пользование, оказать финансовую поддержку со стороны государства.

Мы призываем всех неравнодушных людей присоединиться к нашему обращению и распространить его среди своих друзей и знакомых. Совместными усилиями мы сохраним Музей имени Н.К. Рериха для культуры России и всего мира!

Подробнее...

 

Прекратите публичную расправу над меценатом!

Культурная деятельность

 http://www.icr.su/rus/protection/heritage/maecenas/index.php

20 ноября 2013 года в новейшей истории  России произошло из ряда вон выходящее событие: публичная расправа с успешным Мастер-банком, входящим в топ-100 крупнейших банков России, топ-5 лидеров по выпуску и обслуживанию пластиковых карт, количеству банкоматов и сервисных точек.   В тот  же день целый ряд заинтересованных структур (в частности Сбербанк, ВТБ, «Альфа-банк», «Росбанк» и др.) публично заявили о том, что готовы взять на себя процессинг Мастер-банка, т.е. готовую сеть банкоматов, третью по величине в России, и бизнес по изготовлению пластиковых карт. В результате отзыва лицензии, по оценкам экспертов, пострадали  владельцы 3 млрд. эмитированных карт, не менее 100 тысяч вкладчиков и около 3 млн. владельцев карт 260 банков, пользовавшихся процессинговыми услугами, а это приблизительно треть банков России

  Большинство СМИ,  ловко манипулируя сознанием людей, в очередной раз распространяют «заказную» информацию о сфабрикованных обвинениях, демонстрируя свою несвободу. Для тех кто сомневается в правдоподобности  заявлений о «сомнительных операциях» банка они цитируют слова президента Ассоциации российских банков Г. Тосуняна, который в эфире телеканала «Дождь»  заявил, что нет оснований сомневаться в обоснованности претензий Центробанка РФ к Мастер-банку цитируют и  хвалебные оды в адрес председателя Центробанка от президента Сбербанка Г. Грефа, который  первым  заявил о готовности принять хорошо отлаженный бизнес.

Несмотря на четко спланированный и тщательно  подготовленный  процесс расправы с Мастер-банком у  большинства  россиян  агрессивная клеветническая кампания вызвала недоверие к  действиям властей, о чем свидетельствует обсуждение сложившейся ситуации в социальных сетях и комментарии некоторых журналистов. Наблюдая за развитием мировой экономики и банковской системы России,  одни делают вывод о том, что Мастер-банк стал очередной жертвой  административного регулирования количества банков на рынке,  как экстренной меры  по предотвращению системного банковского кризиса в стране; другие увидели в происходящем «очередной передел», рейдерский захват в государственном масштабе с участием ЦБ, МВД, и заинтересованных банков; третьи считают, что таким образом государство «гонит» людей в государственные банки; остальные  задают риторический вопрос: «Кто следующий?». Несмотря на различие во взглядах на происходящее,  четко можно констатировать одно:  градус недоверия к обвинениям представителей власти, предъявляемых  Мастер-банку, достаточно высокий  и продолжает расти.

 Но все это внешняя сторона иного, более сложного процесса. В народе говорят, что дыма без огня не бывает, поэтому постараемся разобраться, почему успешную, процветающую финансовую структуру, Мастер-банк, пытаются отобрать,  а  Б.И.Булочника, председателя правления этого банка, талантливого бизнесмена, глубоко порядочного человека и мецената в течение последних лет  обвиняют во всех смертных грехах.

Борис Ильич Булочник один из тех немногих людей, для которых «Стремление к общественным делам»  (слова, начертанные на гербе украинского мецената Н.А.Терещенко) стало смыслом жизни. Будучи успешным бизнесменом, он на протяжении многих лет активно поддерживал учреждения культуры, творческих людей, талантливых детей, детские дома, Московскую консерваторию, Театр детской книги, стал одним из основателей Музея Н.К.Рериха в Москве. Это далеко не полный перечень заслуг Бориса Ильича перед отечественной и мировой культурой. Более подробную информацию о нем можно  прочитать на сайте Международного Центра Рерихов, неправительственной организации при ООН.

Есть разные таланты. Меценатство, благотворительность -  это тоже огромный талант. В чем он выражается и как можно определить человека  им наделённого?  Прежде всего, по  доброму,  всевмещающему сердцу, обостренному чувству прекрасного, готовности к самопожертвованию,  любви к Родине, скромности, человеколюбию, чуткости и... мужеству.   Можно недоумевать, а причем здесь мужество? Ответ дают не только в события 20-21 ноября нынешнего года, но и в предшествовавших им на протяжении восьми лет  многочисленные «атаки» силовиков и «заказной» прессы. Мужество  необходимо, чтобы в современных условиях открыто поддерживать подлинную культуру, которая  гибнет от  традиционного «остаточного принципа», поскольку государство поощряет  меценатство в сфере культуры только на словах, а на деле преследует и искореняет всеми возможными способами, используя бесчисленные проверяющие и контролирующие органы. Те, кто периодически  оказывают финансовую помощь учреждениям культуры, обычно стараются не афишировать свою деятельность, поскольку, как правило, это чревато серьезными последствиями для благотворителя и его бизнеса. Борис Ильич не из робкого десятка и его честность, порядочность  вне всяких сомнений для тех, кто хорошо его знает  и неоднократно получал от него помощь.

     Несколько десятков лет Борис Ильич и его семья  оказывают всемерную помощь и поддержку Международному Центру Рерихов, который находится в Усадьбе Лопухиной, в центре Москвы, и обладает крупнейшей в мире коллекцией произведений семьи Рерихов. Все это много лет привлекает власть имущих, но нечистых на руку людей, которые неоднократно пытались отобрать завидную недвижимость в центре Москвы вместе с коллекцией успешного общественного музея. Однако, эти попытки оказались безуспешными. Теперь подобраться к Музею решили с другой стороны, лишив его финансовой поддержки.

Ни одной копейки государственных средств не было потрачено на  организацию музея и на реставрацию, находившейся в аварийном состоянии усадьбы, зато на планомерное разрушение Мастер-банка, который финансировал  эти статьи расходов,  направлен мощный административный ресурс. Когда московскую квартиру выдающегося русского востоковеда Ю.Н.Рериха разворовывали и МЦР обращался в правоохранительные органы с просьбой остановить беззаконие, должные меры  не были приняты, зато теперь силовики активно пытаются «доказать» причастность руководства Мастер-банка к  противоправной деятельности в банковском бизнесе.   Согласитесь, ведь для того, чтобы все это пережить  нужно быть очень сильным, мужественным человеком.

 К огромному сожалению, в русской истории подобное уже происходило с известным предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, чье подмосковное имение  Абрамцево на протяжении двух десятков лет было центром художественной жизни России.  В 1899 году Министерство финансов, находившееся в сговоре с директором Международного банка А.Ю.Ротштейном и министром юстиции Н.В.Муравьевым,  назначило ревизию,  конечным итогом которой стало присвоение государством Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, а также перераспределение пакета акций промышленных и транспортных предприятий С.И.Мамонтова между чиновниками министерства финансов, министерства юстиции  и их родственниками. В газетах печатали лживые статьи о колоссальных хищениях средств, якобы осуществлявшихся меценатом. На него завели уголовное дело, распродали «за долги» почти все имущество и коллекцию произведений искусства, которая разошлась по частным собраниям и, даже усадили за решетку, чтобы не мешал бесчинствовать. Через несколько месяцев Савва Мамонтов был оправдан судом присяжных, поскольку друзья, рабочие его заводов и общественность прилагали все усилия, чтобы остановить беззаконие. Следствие,  при всем усердии и давлении со стороны министра юстиции, так и не обнаружило никаких злоупотреблений и доказательств, свидетельствующих о присвоении государственных средств. Только по прошествии 100 лет на привокзальной площади станции Сергиев Посад талантливому предпринимателю, строителю железной дороги Московско-Ярославского направления, меценату  и крупному деятелю русской культуры, С.И.Мамонтову,  был установлен памятник...

 Как и многие,  я благодарна судьбе за то, что она свела меня с такими замечательными людьми как Борис Ильич и Надежда Михайловна, его супруга. Преданное и беззаветное служение культуре, которое они являют, вызывает глубокое уважение и гордость за то, что такие люди есть. Хочется верить, что в современной России, помня уроки прошлого, не через 100 лет, а сегодня  воздадут должное  меценату за благородные деяния во имя  будущего.  Но для того, чтобы восторжествовала справедливость нельзя  оставаться равнодушными и молчаливыми наблюдателями за публичной расправой над меценатом!

Л.В.Кудряшова, председатель Крымского отделения МЦР, директор КРУ «Симферопольский художественный музей», доктор философии, Заслуженный работник культуры Автономной республики Крым.