Українська (UKR)Російська (RUS)

Елена Алексеева. Он должен был появиться!

Зачастую в образовательной системе перед обычным учителем ставится бесчисленное множество задач, за которыми едва просматриваются отдалённые цели. А привлекательные идеи, ради которых возникают вышеупомянутые цели и задачи, по большому счёту мало кого интересуют. Они скорее выступают в роли свадебного генерала или дежурной ширмы госзаказа, не более того.

А тем временем первоочередные задачи, рекомендации, требования, рождённые от них телефонограммы, конкурсы и прочие акции от системы образования стальным каркасом сплетаются в крепкое многоступенчатое колесо, в котором учитель крутится как беспокойная белка, между делом успевая учить детей и видеть семью.

Как же в таких условиях не потерять самого себя?! Как в таких условиях можно вдохновляться на творчество? – Выходом из замкнутого пространства, глотком свежего воздуха для меня стали идеи Гуманной педагогики. Той педагогики, цель которой – «духовно-нравственное становление подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребёнку». Той педагогики, для достижения благородных и возвышенных целей которой «очень нужен Свет Лично Вашего Сердца и Разума». Той педагогики, которая освобождает и окрыляет своими идеями, целями и задачами!

Стыдно (или страшно?!J))) признаться в том, что за четверть века работы в школе никак не припомню ни одного документа, который вдохновлял бы на увлечённое творчество, побуждал бы к добровольному самосовершенствованию.

Теперь такой документ у меня есть! Речь не о том, что обязательно нужна указка, нет! Речь о том, что у учителя появилась опора и программа к действию одновременно:

  • Манифест гуманной педагогики – гарант законности и общепризнанности гуманной педагогики и её международного общественного движения;
  • основные идеи и направления Манифеста – «благодатные источники для насыщения образовательного мира Светом».

Манифест, без преувеличений, может служить настольной книгой: его читаешь и перечитываешь, ставишь вопросы и ищешь ответы, возвращаешься и сопоставляешь, задумываешься и мечтаешь, вдохновляешься и отправляешься на творческие поиски.

Манифест – замечательный собеседник, мудрый учитель. Он как бы чувствует твоё настроение, угадывает твои вопросы и открывает именно те главы, те строки, которые тебе уже известны, но нужны именно в этот момент! И ты учишься понимать и принимать живую педагогику:

  • «Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребенка». – Иногда не так уж и трудно открыть сердце ребёнка – трудно определить, что после твоего появления там осталось. Поэтому необходимо заботиться о внутреннем мире воспитанника и беречь чистоту своего!
  • «Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения». – Порой создаётся впечатление, что ставка делается только на профессиональные качества учителя, а качества его личности могут учитываться, а могут – нет, личное дело каждого! Но нельзя согласиться с таким разделением. Уровень профессионализма зависит от качеств личности, а не наоборот. Т.е. качества личности определяют потенциал её профессионализма. Таким образом, забота учителя о своём духовном мире – это забота и о своём мастерстве как таковом, и об успешной работе с детьми в целом.
  • «Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности». – В работе со школьниками только лишь диплома о полученном образовании недостаточно. Каждый раз в общении с детьми будь то словом, будь то делом учитель постоянно сдаёт экзамен по тем же человеческим качествам и отношениям, которым он сам обучает учеников. Взрослому никто и нигде не ставит отметок, но оценки его деятельности всегда сопровождают его в дальнейшем. И большей частью от внутреннего мира учителя зависит, будут ли те оценки способствовать или мешать взаимному общению с детьми. Таким образом, духовный мир учителя – это источник образовательного процесса. Не единственный, но один из основных. Его нельзя прятать или пренебрегать им, но нужно обогащать и делиться его светом.
  • «Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование». – Решение её вижу в наполнении внутреннего мира светом «духовного гуманизма» шаг за шагом, образ за образом… Духовный гуманизм – это качество или состояние духовного мира, в котором любовь к человеку жизнедеятельна: творит и созидает, терпит и милосердствует, облагораживает и утверждает жизнь. Но какими бы смысловыми гранями не раскрылось это понятие в будущем, ясно одно – духовный гуманизм должен стать основой развивающегося педагогического сознания, да и не только педагогического…

 «Слова, слова, слова… А же где конкретные дела?» спросите вы. Позволю себе небольшое отступление. В начале пути по лестнице Гуманной педагогики я как целеустремлённый охотник высматривала на семинарах, Педагогических Чтениях какие-то особые формы, методы и приёмы. При этом никак не могла поверить и принять, что притчевый, метафоричный язык Ш.А.Амонашвили может быть руководством к действию в таком серьёзном деле как педагогика!J)) Спустя время понимаю, что за каждой такой фразой скрыта философская глубина и мудрый опыт. Ведь именно в этой живой речи (каким написан и «Манифест»), а не в приказах и распоряжениях, мне как учителю открывается свобода педагогических интерпретаций и вдохновение творческого полёта! И вот уже сами приходят нужные формы и просятся нужные методы и приёмы – лишь успевай работать над собой, чтобы это состояние вновь к тебе возвращалось!J)) Именно это состояние нашего духовного мира, в котором любовь к человеку жизнедеятельна, очень важно! Более того – оно должно стать естественным состоянием учителя Гуманной педагогики. Ведь тысячи учителей проводят современные уроки на высоконравственном материале, при этом никак не соотносят себя ни с Гуманной педагогикой, ни с её идеями. Мы же, наполненные и ведомые светом духовного гуманизма, даём не менее прекрасные уроки. Их нельзя измерить, но их можно определить: по излучению улыбок, по духовной общности, по радости и усталости, испытанных на уроке, по желанию встретиться ещё и по многим ещё «по»… И если такие уроки – норма для учителя, то это и есть те конкретные дела, какими утверждается Гуманная педагогика! Ну а всё начинается с осознания «педагогического созвездия слов», с приобщения к мудрости «живого творения»...

 

Самому документу только год, но в основу его легли бесценные плоды многолетнего творческого труда, духовного опыта сторонников гуманной педагогики. «Манифест» должен был появиться и появился! – Истинно: дорогу осилит идущий!

Верю – жизнеутверждающее продолжение следует!

Всем Радости, Добра и Света!

 

Алексеева Елена Мухтаралиевна,  учитель русского языка и литературы, ООШ № 15, г. Часов Яр, Артёмовский Центр Гуманной педагогики, Украина

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду