Газета "Наша віра" "Маніфест гуманної педагогіки як живе творіння"
http://www.nashavira.ukrlife.org/07_2012.html
Всеукраинская православна газета «Наша віра» за июль 2012г. №7 (291) на своих страницах разместила отрывки из Манифеста гуманной педагогики:
Манифест гуманной педагогики - живое творение
Этот программный документ был создан по инициативе академика РАО Ш. Амонашвили в соавторстве с приверженцами гуманной педагогики России, Грузии, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии.
Манифест включает анализ современного кризисного состояния образования, порожденного бездуховностью и унаследованным от советских времен авторитаризмом.
Манифест предлагает пути выхода из кризиса в образовании и воспитании через возвращение к глубоким духовным ценностям.
Манифест был одобрен в июне 2011 г. в Грузии и предложен к воплощению в жизнь для обновления образовательной сферы ради настоящего и будущего сохранения порядка, добра и света жизни.
Предлагаем читателям отрывки из этого актуального документа.
Чаша Педагогической Мудрости
Классическая педагогическое наследие несет в себе Чашу педагогической мудрости. Вот малость провидничих мудрых мыслей из этой прекрасной чаши:
Вот часть путеводных мудростей из этой прекрасной Чаши:
- Наша душа небесного происхождения.
- Последняя цель человека находится за пределами этой жизни.
- Духовность есть основа всякого бытия, вечного и бессмертного.
- Ребенок есть микрокосмос, способный объять макрокосмос.
- Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.
- В Ребенке изначально посеяны семена его будущей личности.
- Дети не готовятся к жизни, они уже живут.
- В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры.
- Истинное воспитание Ребенка – в воспитании самих себя.
- В школе должна присутствовать разумная религиозность.
- В любви Ребенок находит вдвое больше источник роста.
- Без духовной общности воспитание не состоится.
- Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света.
- Под именем гуманного образования надо разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие.
- Истинно гуманный дух наших сил заключен в вере и любви.
- Обучение должно опережать развитие и вести его за собой.
- Воспитание духа и нравственности есть основание всего образования.
- Сотрудничество есть венец человечества.
Педагогика для детей Света
Мир заговорил о приходе на Землю Нового Поколения Детей. Утверждается, что современные дети особенные. Их предназначение более высокое, чем было предназначение любого другого поколения. Новое Поколение, которое рождается, своим образом жизни и устремлениями будет резко отличаться от образа жизни и устремлений всех тех поколений, которые существуют сейчас на Земле. Различие это будет заключаться в следующем:
Главное для современных поколений – иметь и захватывать.
Главное для новых поколений – давать и дарить.
Лозунг современных поколений – соревноваться и конкурировать.
Для Новых Поколений лозунгом будет сотрудничать и объединяться.
Современные поколения разрушительны.
Новые Поколения будут созидательными.
Владение научными знаниями – гордость и слава современных поколений.
Для Новых Поколений мудрость будет превыше всего.
Современные поколения управляются интеллектом.
Новые Поколения будут управляться интуицией.
Современные поколения окружают себя уродливыми формами.
Красотой будут окружать себя Новые Поколения.
Современные поколения сгибаются под тяжестью страданий.
Новые Поколения будут носителями Света и радости.
Современные поколения скованы.
Новые Поколения будут жить в свободе.
Первая волна Новых Поколений уже идет. Утверждается также, что почти все дети являются представителями этой волны. Их называют по-разному: Детьми Света, Звездными Детьми, Детьми с Космическим сознанием.
Дети эти мудры, имеют разностороннюю талантливость, проявляют раннюю развитость, у части из них есть необычные способности, маленькие дети порой говорят о чем-то странном для нас. Они открыты и уверены в себе.
Но они уязвимы перед грубостью и насилием. Бесцеремонность и недоверие взрослых делает их беззащитными. Ими овладевает скука в той среде, где их не понимают, им очень скучно в школе. В авторитарной среде, где равнодушие и безразличие и где им не верят, они ломаются, начинают душевно болеть, уходят в себя, впадают в отчаяние, нарушают порядок, становятся «гиперактивными», приобретают дурные склонности, убегают из семьи, порой кончают жизнь самоубийством.
В среде же взаимопонимания, любви и уважения их способности раскрываются быстро, они преуспевают, любят дружить и сотрудничать.
Как нам быть?
Принять ли утверждение о приходе Поколения Света, Детей Индиго, согласиться ли, что они несут свою миссию и новый образ жизни для ускорения эволюционного развития человечества, или же объявить недоверие такому утверждению?
Мы, приверженцы гуманной педагогики, принимаем нынешних детей за представителей Света и делаем вывод: детям Света нужны родители, учителя, воспитатели – тоже устремленные к Свету.
И какая же нужна педагогика детям Света?
Им нужна педагогика любви, добра, понимания, содействия, воодушевления, вдохновения, сочувствия, защиты. Нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное рвение, направлять на поиск своего предназначения.
Что от нас зависит
Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках.
Нам нужно только осознать, что «дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории… на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».
Миру нужны преданные сторонники Истины и Добра.
Миру нужны живые, деятельные Светоносцы, борющиеся с невежеством и пороками человечества.
Миру нужны мужественные служители своей миссии, своего долга.
Мы не можем отдать образование на откуп сегодняшнему дню, на откуп невежеству. К сожалению, к власти не всегда приходят люди мудрые и заботящиеся о Вечном. Многие из них, как правило, озабочены не глубинными проблемами образования подрастающего поколения, но мелкими, внешними, политическими вопросами. Власть порой горько ошибается, навязывая образовательному миру свои политические и потому недальновидные решения.
Нам нужно избегать заблуждений в реформах образования, а не поддаваться им, иначе сами станем соучастниками нанесения вреда образованию, а точнее, нанесения вреда судьбе Поколения Детей Света, судьбе каждого Ребёнка и, стало быть, нашей собственной судьбе тоже.
Пора понять, что мы давно уже не солдаты каких-либо партийных генералов.
Если знаем, к чему мы призваны и как велика наша ответственность, то нами будет руководить только наша педагогическая совесть.
Гуманная педагогика есть высочайший уровень мысли и практики. Смешивать её с авторитарной педагогикой нельзя. Потому от нашего выбора зависит – станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами.
Но многим, выбравшим себе путь гуманной педагогики, приходится и придётся заниматься сложным трудом преображения, чтобы возвысить себя до уровня понимания и творческого воплощения идей гуманной педагогики в образовательной практике.
Нам нужно будет:
расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;
взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;
пристраститься к источникам педагогической мудрости;
постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;
взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;
и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое.
Мы, авторы «Манифеста», проходим этот путь, которому, как творчеству, нет и не будет конца.
Гуманная педагогика не есть уже проторенная дорога, по которой нам остается достойно пройти. Каждому придется самому открыть свою тропинку.
Обозначим некоторые из вопросов, требующих теоретического и практического решения.
1. Духовная жизнь
Она есть внутренний источник восхождения духа, она же источник деятельности человека во внешнем мире.
Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребенка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа? Как самому жить многогранной духовной жизнью и быть образцом одухотворенной деятельности?
2. Благородство и Великодушие
Это есть самые высшие качества человека, воспитание которых является целью гуманного образовательного процесса.
Как нам их взращивать в каждом Ребенке, на каких примерах и содержательном материале? Как самим быть Благородными и Великодушными в нашем постоянном общении с детьми, с каждым Ребенком?
3. Ответственность за свои мысли и слова
Мысль и слово есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная.
Нам надо воспитывать в каждом Ребенке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие, прекрасномыслие и, конечно же, доброречие, мудроречие, прекрасноречие. Как это делать? Как нам самим беречь чистоту своих мыслей?
4. Закон причин и следствий
Это есть универсальный закон жизни: человек постоянно пожинает следствия из-за посеянных ранее причин и сеет причины, которые обязательно будут иметь следствия в ближайшем или отдаленном будущем. Говоря иначе, он сам творит свою судьбу, и в этом есть его внутренняя свобода.
Как помочь детям осознать непреложность этого закона? Как приучить каждого Ребенка быть предупредительным в своих «посевах» причин в настоящем и уметь анализировать и делать выводы из возникших в его жизни разных следствий? Как мы сами придерживаемся закона причин и следствий?
5. Закон любви
Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира.
Как нести любовь детям и каждому отдельному Ребенку, чтобы они принимали ее и поддавались ее воспитательному влиянию? Как взращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать любовь к ближнему и ко всему сущему?
6. Закон духовной общности
Он есть основа и необходимое условие воспитания.
Как взращивать эту общность с нашими учениками, воспитанниками, с каждым Ребенком? Как ее беречь? Как ею пользоваться? Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребенком?
7. Самосовершенствование
Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребенка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование.
Как этим заниматься? Как и в чем совершенствоваться? Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу? Как расширять свое сознание? Кто нам в этом будет оказывать помощь? Как вести детей по пути самосовершенствования?
Акцентология гуманной педагогики ищет также ответы на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук в содержании образования, о создании образовательных курсов на основе принципов гуманной педагогики и т.д.
Обособленными являются вопросы: как облагораживать знания, как нам учить их «языком сердца», в каких формах красоты преподносить их детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей.