Украинский (UKR)Русский (RUS)

Студии гуманной педагогики в Киеве

16052013Пятидневный авторский семинар академика Ш. А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», который состоялся в Киеве 13-17 апреля 2013 года, как всегда, оставил после себя незабываемые впечатления участников и страстное желание начать жить и работать по-новому, совершенствовать свой внутренний мир, расширять свое педагогическое сознание и творческую практику, внедрять идеи духовного гуманизма в учебно-воспитательный процесс и повседневность.

На этот раз среди участников семинара оказалась группа энтузиастов из Киева и Киевской области, желающих включиться в работу Киевского городского и Киевского областного центров Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики для совместной работы по разработке и внедрению в жизнь идей гуманной педагогики, идей манифеста гуманной педагогики, направленных на духовно-нравственное становление подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребенку.

Первая совместная встреча состоялась в столичной Введенской гимназии № 107 (директор Кудрейко Александр Николаевич) Подольского района 16 мая 2013г.

 160520131Встреча прошла в дружеской, непринужденной обстановке. Свободных мест в отведенном классе не было. Все присутствующие на встрече живо обсуждали современное состояние образовательной сферы и пути ее улучшения, видя важную роль в этом идей гуманной педагогики.

 Хоменко Зинаида Ивановна, кандидат психологических наук, методист-психолог Подольского РУО, практический психолог Финансового лицея Киева в своем выступлении подчеркнула, что гуманизация образования не является новым явлением для педагогов. Новым является реализация принципов гуманности в современных условиях. Современная школа - это школа так называемого переходного периода в жизни общества. Настоящий переходный период характеризуются быстрым темпом изменений, кризисами, конкуренцией. Украина живет в последствиях трех кризисов - духовного, образовательного, экономического. Учителя являются профессионалами в области духовности и образования, так что и прилагать усилия стоит там, где мы профессионалы.

Чтобы не сбиться с тропы гуманного подхода к ученику, следует иметь четкий указатель. На сегодня таким ориентиром для педагогов является Манифест гуманной педагогики. Каждая страница Манифеста, каждый абзац побуждает к работе над собой, мотивирует к личностному росту. Любая профессия имеет свой инструментарий. Педагог тоже имеет свой инструмент. Таким инструментом для учителя является слово. Народная мудрость в пословицах, поговорках, сказках возвеличивает слово и показывает его значимость в жизни человека. «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь», «Слово ранит и слово лечит». В Библии читаем: «В начале было слово ...». Ш.А. Амонашвили сравнивает общение учителя и ученика с обменом веществ в организме человека. Когда обмен веществ в организме нарушается человек начинает болеть. Когда между учителем и учеником нарушается обмен человечности, доброжелательности, уважения, любви - начинаются болезни. Болеет и ученик, и учитель. Сегодня мы эти болезни диагностируем как эмоциональное выгорание как учителей, так и  учащихся.

 160520134Выготский отмечал, что общение генетически опережает развитие всех психических процессов. Поэтому так важен для ребенка процесс общения. Весомой характеристикой общения является стиль. Большинство современных учителей родом из авторитарного государства, работали в авторитарной школе и закономерно придерживались авторитарного стиля общения. Современное состояние учебно-воспитательного процесса не только в Украине, но и во всем мире, все больше демонстрирует, что в условиях традиционных форм и методов обучения школьники, пассивно получая информацию, не умеют добывать ее самостоятельно и применять то, что знают. Но жизнь всегда требует прежде всего людей инициативных, творческих, способных самостоятельно самосовершенствоваться, принимать решения и осуществлять их. Это нашло отражение и в докладе ЮНЕСКО "Образование: сокрытое сокровище", где провозглашено: "Человек должен научиться:

 - Узнавать, то есть овладевать инструментарием, необходимым для понимания того, что происходит в мире;

  - Действовать таким образом, чтобы делать нужные изменения в среде своего обитания;

- Жить в обществе, принимая участие во всех видах человеческой деятельности "[Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии].

160520135Следует обратить внимание на третий пункт, который также является кризисным моментом современного школьного образования, ведь выйдя из тоталитарного понимания и культивирования коллектива и коллективизма, наша школа часто заходит на позиции крайнего, деструктивного индивидуализма, формируя выпускника, не готового к жизни, а особенно к плодотворной совместной работе в коллективе, где ему придется жить и работать.

Решить эту проблему в некоторой степени помогают интерактивные методы обучения, которые активно разрабатываются в последнее время. Благодаря заложенным в их основу самостоятельной деятельности и групповому взаимодействию, они могут быть полезными и перспективными для учителя и учащихся. Интерактивное обучение не является совершенно новым, ведь подобные подходы применялись с давних времен, а в течение короткого времени на заре советской педагогики были очень распространенными в школе (лабораторное и бригадное обучение 20-х годов).

Зинаида Ивановна Хоменко провела совместное обсуждение этих вопросов, уделив особое внимание педагогическому общению и стилям общения, что вызвало большой интерес аудитории. Путь к духовному единству учителя с учеником, подчеркнула она, строится на общении. Каким будет стиль общения педагога с учеником, таким будет и путь их взаимодействия. Авторитарный стиль общения учителя приводит к отчуждению ученика, либеральный стиль - дает ученику ощущение своей ненужности, и только гуманный педагог помогает ученику духовно взрослеть.

160520133 С целью демонстрации приобретения навыков гуманного, демократического стиля общения Зинаида Ивановна предложила проработать такой метод, для чего участники объединились в три группы и создали портреты учителя с различными стилями общения: авторитарного, либерального и гуманного (демократического). Затем каждая группа представила свои наработки. Работа в группах внесла определенную творческую ноту и побудила учителей задуматься над своим преобладающим стилем общения и над его коррекцией.

Ответственный секретарь Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики Мазур Людмила Александровна кратко остановилась на задачах Ассоциации и видении роли созданной группы энтузиастов в их реализации. Было предложено разработать концепцию новообразования и назвать этот проект «Студии гуманной педагогики», что было одобрено всеми присутствующими.

В конце каждый из присутствующих выразил свое впечатление от первого заседания Студии гуманной педагогики: благодарность организаторам, радость и полученное вдохновение от общения и совместной работы, желание и дальше работать в этом направлении.

Завершилось первое заседание Студии вокальным выступлением Александра Тарасова, психолога, члена Совета Киевского областного центра Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики.