Украинский (UKR)Русский (RUS)

Десятые Всеукраинские Чтение по гуманной педагогике «Воспитываться в моральном климате памяти»

 

21-22 ноября 2015 при содействии Министерства образования и науки Украины в Национальном педагогическом университете имени М. П. Драгоманова состоялись юбилейные Десятые Всеукраинские Чтение по гуманной педагогике «Воспитываться в моральном климате памяти».

На Чтениях были рассмотрены два важнейших понятия в контексте духовного гуманизма: «ПАМЯТЬ» и «ВОСПИТАНИЕ». Участники Чтений в Творческих мастерских, на Мастер-классах, в своих рассуждениях пытались постичь и вернуть этим и другим понятием их сокровенный смысл, вследствие чего открывались прекрасные горизонты гуманной педагогического сознания.


В чтениях приняли участие 560 представителей (учителя, воспитатели, руководители образовательных учреждений, методические работники, студенты и др.) со всех областей Украины.

Организаторы Чтений: Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики, Департамент образования и науки, молодежи и спорта Киевской горгосадминистрации, Департамент образования и науки Киевской облгосадминистрации, Национальный педагогический университет им. М.П.Драгоманова, Институт психологии им. Г. С. Костюка НАПНУ, Институт проблем воспитания НАПН Украины, Хмельницкий национальный университет, Подольский культурно-просветительский центр им.М.К.Рериха.

Открыл Чтения С. Л. Крук, к.п.н., президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики (ВАГП), вице-президент Международного Центра Гуманной Педагогики, директор Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, доцент, Рыцарь Гуманной Педагогики .

В системе он-лайн обратился к участникам Чтений Ш. А. Амонашвили, академик, доктор психологических наук, профессор, иностранный член Национальной Академии Педагогических Наук Украины, почетный президент Международного Центра Гуманной Педагогики.

С докладами выступили:


- «Указатели к духовности личности», И. Д. Бех - директор Института проблем воспитания НАПН Украины, действительный член НАПН Украины, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники Украины;


- «Методология духовного гуманизма», В. Ф. Бак, учитель биологии УВК № 11 г.. Артемовска Донецкой области, учитель-методист, кандидат педагогических наук, Отличник образования Украины, вице-президент ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики;

- «Энерго-информационные основы памяти цивилизаций», М. В. Курик, директор Украинского института экологии человека, доктор физико-математических наук, профессор, гость Чтений.

В номинации «Антология гуманной педагогики» выступили:

- В. П. Матяшук, к.и.н., зав. кафедрой обществоведческого образования Львовского областного института последипломного педагогического образования с темой «Митрополит Андрей Шептицкий»;

- В.Н.Кирина-Радчук, методист зонального методического кабинета Лебединского педагогического училища имени А.С. Макаренко с темой «Воспитательные идеалы Григория Ващенко».

После выступления В.Ф.Бак с темой «Урок в свете будущего» впервые была представлена ​​номинация «Созвездие педагогических идей», в которой учителя продемонстрировали за короткое время (10-12 мин.) реализацию главной идеи своего выступления, а именно:

1.Творчество Василия Сухомлинского - вечный источник духовности.

Горбачева Л. Л., учитель высшей категории, учитель-методист, учитель начальных классов СОШ № 24 г.Артемовска, «Отличник образования Украины».

2. Листая семейные фотографии.

Дубенец Н. В., учитель-методист Золотоношской СОШ №3 Черкасской области.

3. Становление духовной общности в образовательном пространстве младших школьников.

Теслицкая Л. Г., старший учитель, учитель начальных классов СШ №5 г. Славянска Донецкой области, Учитель Гуманной Педагогики.

4. Внутренний судья человека.

Хомич С. А., учитель высшей категории, «Отличник образования Украины», учитель-методист начальных классов СШ№78, г.. Днепропетровск, Учитель Гуманной Педагогики.

5. Дорога к себе.

Штангей В. В., учитель-методист Мошуровский СОШ Черкасской области, лауреат областной премии имени А.А. Захаренко.

6. Первая встреча с врачом - память навсегда !!!


Ерметов И. О., врач-стоматолог, психолог, член Координационного совета МЦГП, вице-президент ВАГП, председатель Киевского городского центра ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики.

В формате Чтений работало семь Творческих мастерских и семь Мастер-классов, руководителями которых были передовые учителя, доктора и кандидаты наук, ученые, директора учебных заведений. Каждый участник мог там проявить свой творческий потенциал, дополнить общую чашу мудрости и опыта.

Творческие мастерские

1.Творческая мастерская «Память Духа и земная жизнь человека».

Основная идея:

«Материалистическая философия как основа мышления принимает три измерения - время, материю, пространство. Но расширенное сознание во главе этих измерений ставит еще одно измерение - духовность, ядром которой является вера в Божественное начало. Совокупность этих измерений определяет системность классического педагогического наследия; измерение духовности наполняет ее мудростью и направляет в будущее»

Манифест гуманной педагогики

«Искажение невозможно без прообраза. Но Прообраз возможен без искажения <...>. Прообраз Богоподобия присутствует везде, во всех искажениях, но прообраз Богоподобия победит и преобразует Мир в Красоте »

Е.И.Рерих

Руководители:

Крук С. Л., к.п.н., президент ВАГП, вице-президент Международного Центра Гуманной Педагогики, директор Центра инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, доцент, Рыцарь Гуманной Педагогики;

Гаврилькевич В. К., кандидат психологичных наук, Председатель Хмельницкого областного центра ВАГП, руководитель психологической секции научного отдела Подольского культурно-просветительского Центра имени Н.К.Рериха, доцент кафедры практической психологии Хмельницкого национального университета, Рыцарь Гуманной Педагогики.

2. Творческая мастерская «Самосовершенствование - основа нравственного климата памяти».

Основная идея:

«Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля, в которое вводим детей или отдельного Ребенка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры, характера, удачи, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле - это отражение нашей сущности. Отсюда - самая фундаментальная проблема гуманной педагогики -самосовершенствование».

Манифест гуманной педагогики

«Определенное количество энергии, затраченной в сфере духовной, дает значительно большие результаты, чем то же самое количество энергии, затраченное на физической плоскости существования <...>. Так устранение одной негативной причины пресечет не одно, а множество негативных последствий».

Е. П. Блаватская

Руководители:

Хоменко З. И., кандидат психологических наук, практический психолог Финансового лицея Киева, заместитель Председателя Киевского городского центра ВАГП, член Правления ВАГП;

Ерметов И. О., врач, психолог, вице-президент ВАГП, Председатель Киевского городского центра ВАГП, член Координационного совета МЦГП, Лауреат премии Кабинета Министров Украины, Рыцарь Гуманной Педагогики.

3. Творческая мастерская «Жить и действовать с чувством ответственности за свои мысли и слова».

Основная идея:

«Самая главная особенность классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерное. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и направляет человека к такой земной жизни, которая является путем развития и совершенствования духа».

Манифест гуманной педагогики

«Человек есть отражение Вселенной, Образ и подобие Творца. Он обладает способностью Мощью своей Мысли как творить, так и разрушать. Поэтому велика ответственность человека за свои мысли»

Ш. А. Амонашвили

Руководители:

Горячая С. А., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Черкасского областного института последипломного образования педагогических работников, вице-президент ВАГП, лауреат премии имени О.А.Захаренка, Рыцарь Гуманной Педагогики;

Стеценко Н. В. - преподаватель-методист высшей категории, заведующая учебно-методическим кабинетом Лебединского педагогического училища имени А. С. Макаренко, Отличник образования Украины, награждена нагрудным знаком "Василий Сухомлинский".

4. Творческая мастерская «Свет из будущего и горизонты наук в содержании образования».

Основная идея:

«Если дополнять и видоизменять учебные предметы, исходя из четвертого измерения в педагогике, именуемого духовностью, то они постепенно станут действительно образовательными курсами, и усилится интерес детей к знаниям, которые вознесут их над сухостью и обыденностью учебного материала, расширят их сознание».

В. Г. Ниорадзе

«Как изменилась моя школьная жизнь, когда на своих уроках главные противоположности - логику и веру - стала воспринимать не как ярых врагов, а как дополнение друг другу».

Ирэна Стульпинене

Руководители:

Безвершук В. Н., учитель физики СОШ I-III ступеней, Отличник образования Украины, председатель Винницкого областного центра ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики;

Таранченко Л. И., учитель физики НВК № 11 им.Артема, Отличник образования Украины, сотрудник Артемовского городского центра гуманной педагогики, Учитель Гуманной Педагогики.

5. Творческая мастерская «Память, которая способна вдохновлять». (Посвящается памяти Валерии Гивиивны Ниорадзе, Киры Алексеевны Молчановой, Людмилы Васильевны Шапошниковой).

Основная идея:

«Тот, кто не может жить без детей, кто постоянно работает над собой, совершенствует свои личные качества и свой духовный мир, всегда найдет прямой путь к душе каждого Ребенка. И он будет нести ответственность перед Богом, чтобы дети жили в высших вибрациях, чтобы уроки, подход учителя были построены на Вере, Надежде, Любви ».

В. Г. Ниорадзе.

«Учитель - творец человека будущего, лучшего человека, как в общественном смысле, так и в естественном. Учитель несет в себе день завтрашний и ему надлежит вылечить общество от предрассудков, открыть глаза на Красоту так, чтобы она проникла на всю жизнь, и вернуть человеку его настоящее достоинство существа космического».

К. А. Молчанова

Руководители:

Бак В.Ф., к.п.н. учитель биологии УВК № 11 г. Артемовска Донецкой области, учитель-методист, Отличник образования Украины, вице-президент ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики;

Салиенко Н. А., врач-методист Днепропетровского Центра здоровья, член Правления ВАГП, Рыцарь Гуманной Педагогики.

6.Творча мастерская «Семья как отражение вечности».

Основная идея:

«Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время на прошлое, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошлое входит в настоящее, а будущее как бы угадывается настоящим, соединенным с прошлым. Память - преодоление времени, преодоление смерти».

Д. С. Лихачев

«Надо охранять, уберечь от разрушения Храм Духа в наших детях; надо воспитывать в них духовную жизнь в своем духовном мире; надо обогатить этот мир всеми лучшими чувствами и образами, которые только можем создать».

Ш. А. Амонашвили

Руководители:

Брусенцова А. Н., учитель-методист, учитель начальных классов школы № 91, сотрудник Днепропетровского областного центра ВАГП Учитель Гуманной Педагогики;

Толстикова Л. Г., учитель начальных классов, учитель-методист СОШ№ 63, сотрудник Днепропетровского областного Центра ВАГП, руководитель Днепропетровской областной общественной организации «Семейный пароход», Учитель Гуманной Педагогики.

7. Творческая мастерская «Культурная традиция народа - основа нравственного климата памяти».

Основная идея:

«Патриотизм, национальное достоинство, любовь к своему народу, своему городу, селу, любовь к родному слову, к родной песне, природе, истории - вот зерна, которые мы должны сеять в душе детей и в семье, и в школе <... >. Пусть каждый народ живет на своей земле, творит в меру своих сил культуру, множится и действует в интересах всего человечества в братском содружестве».

Олекса Тихий

«Как нельзя жить по образцу другого народа, каким бы привлекательным ни был этот образец, так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, какой бы ни была она упорядоченной и хорошо обдуманной. Каждый народ в этом плане должен испытывать собственные свои силы».

К. Д. Ушинский

Руководители:

Богосвятська А-М.И., кандидат филогогических наук, член-корреспондент НАНО, доцент кафедры гуманитарного образования Львовского областного института последипломного педагогического образования. Победитель Севастопольского городского конкурса педагогического мастерства «Нравственный подвиг учителя» (2013), дипломант международного конкурса «Vivat учитель» (2013.)

Матяшук В. П., кандидат исторических наук, зав.кафедрой обществоведческого образования Львовского областного института последипломного педагогического образования, председатель Львовского областного центра гуманной педагогики».

МАСТЕР - КЛАССЫ

1. Тема: «Ментальность украинцев в контексте нравственного климата памяти».


Автор - Кирдищева Л. М., директор Лебединского педагогического училища имени А.С. Макаренко», председатель Совета директоров педагогических вузов Центрального региона Украины, Отличник образования Украины. Председатель Сумского областного центра гуманной педагогики. Удостоена нагрудного знака «Василий Сухомлинский», Рыцарь Гуманной Педагогики.

2. Тема: «Мир прекрасного для ребенка начинается в семье».

Авторы: Омельченко О. И., учитель начальных классов, старший учитель средней школы № 126 г.Днепропетровска, Отличник образования Украины, сотрудник Днепропетровского областного центра гуманной педагогики;

Омельченко Е. В., художник петриковской росписи, сотрудник Днепропетровского областного центра гуманной педагогики.

3.Тема: «Учитель и родители - создатели Личности Ребенка на пути ее подъема и самосовершенствования».

Авторы: учителя Хмельницкой средней общеобразовательной школы I-III ступеней № 22 им.О.Ольжича - экспериментального общеобразовательного учебного заведения с личностно-ориентированного обучения на основе гуманной педагогики:

- Крутас А. М., учитель начальных классов;

- Погребняк С. В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

- Фют И. В., учитель географии.

4.Тема: «Воспитание в моральном климате памяти через раскрытие сути закона сохранения и превращения энергии».

Автор: Губанова Л. А., учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 80, м. Днепропетровск, учитель высшей категории, Учитель Гуманной Педагогики.

5. Тема: «Слово - ключ к тайне Жизни».

Автор: Богосвятская А-М.И, кандидат филологических наук., член-корреспондент НАНО, доцент кафедры гуманитарного образования Львовского областного института последипломного педагогического образования.

6.Тема: «Дошкольное воспитание и раннее развитие».

Автор: Амонашвили П. Ш., Президент Международного Центра Гуманной Педагогики, директор дошкольного детского учреждения «Басти-Бубу» г. Тбилиси, социолог, писатель, Рыцарь Гуманной Педагогики.

7.Тема: «Что в сердце нашем мы храним?»

Авторы:

- Величко О. И., директор Староцаричанской СОШ Белгород-Днестровского района Одесской области, учитель биологии;

- Кучеровской В. А., редактор Информационного издания Международного Центра ГП «Гуманная Педагогика», президент Культурно педагогического Центра «Белый Город», член Правления ВАГП, член Союза журналистов Украины; Рыцарь Гуманной Педагогики;

- Степанова Т. П., учитель начальных классов Староказацкого учебно-воспитательного комплекса «общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия» Белгород-Днестровского района Одесской области;

- Яворская И. Е., вице-президент Культурно-педагогического Центра «Белый Город», ответственный секретарь Информационного издания Международного Центра ГП «Гуманная Педагогика», методист Одесского областного центра ВАГП.

По окончанию Крук С.Л. подвел итоги Чтений. Руководители Творческих мастерских, Мастер-классов, участники номинаций «Антология гуманной педагогики» и «Созвездие педагогических идей» получили благодарность Ассоциации; учителям Алексеевой О. М. (г.Часовяр Донецкой обл.), Горбачевой Л. Л. (г.Артемовск Донецкой обл.), Омельченко Е. И. (г.Днепропетровск), Хоменко З. И. (г.Киев) было присвоено почетное звание «Учитель Гуманной Педагогики» и вручен серебряный знак «Сердце и Лебедь».

Все участники Чтений получили сертификаты. На Чтениях царила атмосфера дружбы и взаимопонимания. Участники общались, налаживали связи. Глаза у всех сияли. Расходиться никому не хотелось. Но впереди - новые встречи, новые совместные мероприятия, новые поиски, новые творческие находки.

По окончанию чтений отдельные участники имели возможность принять участие в импрезе «Кофейные истории Грушевских», которая состоялась в Историко-мемориальном музее Михаила Грушевского.