Украинский (UKR)Русский (RUS)

Шестнадцатые Международные Педагогические Чтения "Полюбите Будущее - крылья вырастут!"

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,– это творение будущего и взгляд в будущее. В.А.Сухомлинский


24-26 марта 2017 года в Государственном педагогическом университете имени Максима Танка в столице Республики Беларусь Минске состоялись Шестнадцатые Международные Педагогические Чтения "Полюбите Будущее - крылья вырастут!" Чтения собрали на белоруской земле более 600 участников: большие делегации педагогов Украины,  Литвы, Казахстана, России, представителей Грузии,  Азербайджана, Кыргызстана, Эстонии, Латвии.


Организаторы Чтений:

- Международный Центр гуманной педагогики;

- Министерство образования и науки Республики Беларусь;

- ГАОУ ВПО Московский городской  педагогический  университет;

- Государственный педагогический университет имени Максима Танка Республики Беларусь.

Будущее есть одно из фундаментальных понятий в развитии человеческого сообщества. Понимание Будущего дает направление нашей мотивированной и целенаправленной жизни в настоящем. Будущее нужно не только для того, чтобы мы, порой, терпели невзгоды настоящего, а для того, чтобы перетягивали его на сегодня и тем самым возвышали и приукрашивали жизнь в настоящем.

Возвышенное понимание будущего ставит перед нами фундаментальную задачу самоусовершенствования, духовно-нравственного развития. Если мы сами правильно поймем Будущее, то сможем направить наших воспитанников на путь духовно-нравственного становления, зарождения в них смысла жизни, мировоззренческих начал.

 

Открыл Чтения Шалва Александрович Амонашвили, почетный президент МЦГП, академик Российской академии образования, дважды лауреат премии Правительства  РФ  в  области  образования,   заслуженный  профессор   ГАОУ  ВО «Московский городской педагогический университет», Рыцарь гуманной педагогики, Рыцарь Детства, Кавалер золотого знака «Служитель Сердца и РоЗы».


С приветствием выступил  А.И.Жук, ректор УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор (Минск, Республика Беларусь).


«Образы Будущего в пространстве гуманной педагогики»В.Ф.Бак, кандидат биологических наук, учитель высшей категории, Отличник образования Украины, Рыцарь гуманной педагогики (Бахмут, Украина)


«Мои планы или будущее во мне? Алкивиад на распутье» – Е.И.Мышкин, художественный руководитель театра «Третий этаж», Рыцарь гуманной педагогики (Калининград, Россия)

Состоялась работа лабораторий:

1. Лаборатория «Понимание Будущего в сознании учителя и воспитателя»

Руководители: Е.Н.Черноземова, доктор филологических наук, профессор, президент Общероссийского центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия); Н.М.Новичкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский педагогический университет им. И.Н.Ульянова», руководитель Ульяновского регионального отделения ООО «Центр Гуманной педагогики», Рыцарь гуманной педагогики (Ульяновск, Россия)

МодераторВ.Д.Стариченок, доктор филологических наук, профессор, декан филологического университета БГПУ (Минск, Республика Беларусь)

Ведущая идея: "Какие пути-дороги Достойны людям, Чтобы нам по ним ходить? Достойны пути-дороги, Ведущие к совершенству. Годятся дороги, Ведущие к Любви, Годится Путь, Ведущий к Душе своей. Достойны пути-дороги, Ведущие к Истине, Достойны все пути-дороги, Ведущие к Богу." Ш.А. Амонашвили

2. Лаборатория «Понятие духовности в воспитании детей»

Руководители: И.К.Погребняка, руководитель Латвийского Центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики; Е.Е.Мальцева, учитель русского языка и литературы Анниньмуйжской средней школы, обладатель «Золотой ручки» Рижской Думы (Рига, Латвия)

МодераторН.В.Жданович, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета начального образования БГПУ (Минск, Республика Беларусь)

Ведущая идея: «Дети – многомерные духовные существа, наделенные физическими ощущениями. Наша обязанность состоит в том, чтобы познакомить наших детей с их Внутренним Учителем, помочь им осознать свое предназначение на Земле, узнать истинные желания своих сердец. Мы должны ознакомить детей с  инструментами духовного развития – универсальными законами, благодаря которым они могут воплотить свои устремления в жизнь. Когда ум и душа наших детей будут в ладу, они познают истинную радость Будущего». Пегги Дж. Дженкинс

«Если бы человек не мог представить себе в ярких и законченных картинах будущее, если бы человек не умел мечтать, то ничто бы не заставило его предпринимать ради этого будущего утомительные сооружения, вести упорную борьбу, даже жертвовать жизнью». Д.И. Писарев

3. Лаборатория «Закон причин и следствий в воспитании ребенка»

Руководители: М.А.Кориневская, директор Клайпедской негосударственной специальной школы-многофункционального центра «Светлячок», председатель Литовской ассоциации гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики; Т.М.Семенистая, педагог дополнительного образования основной школы им. М. Горького (Клайпеда, Литва)

МодераторО.Н.Анцыпирович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования БГПУ (Минск, Республика Беларусь)

Ведущая идея: «Человек сам творит свою судьбу, и в этом есть его внутренняя свобода. Как помочь детям осознать непреложность этого Закона?» Манифест педагогики гуманной

«Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени»

Л.Н. Толстой

4. Лаборатория «Закон красоты в воспитании детей»

Руководители: М.З.Таргакова, кандидат медицинских наук, президент Казахского республиканского центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики (Алматы, Казахстан); И.А.Киршин, руководитель образовательного центра «Солнечный сад», Рыцарь гуманной педагогики (Калининград, Россия)

МодераторН.В.Науменко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, декан факультета естествознания БГПУ (Минск, Республика Беларусь)

Ведущая идея: «Красота  –  это не предмет любования, это  – зов, это –  путь, это – весть».  З.А. Миркина

«… Давно сказано, что жизнь есть поток непрерывный. Можно сказать, что жизнь есть полет в будущее. Люди страшатся будущего, иные печально примиряются с неизбежностью его, и лишь очень немногие любят будущее. Такие люди могут по справедливости называться крылатыми. Они чуют,  как незримые крылья несут  их над Землею. Они могут открывать великие истины и быть живыми учеными. Они чуют, что ничто из их открытий не пропадет. Они встречают каждый день как новую возможность. Они любят победу, они могут противиться невежеству». Живая Этика

5. Лаборатория «Воспитание – это творение будущего»

Руководители: В.В.Мартынова,  кандидат  педагогических  наук,  доцент,  декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ; В.В.Чечет, доктор педагогических наук, профессор Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ (Минск, Республика Беларусь)

МодераторА.В.Пищова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научной работе факультета социально-педагогических технологий БГПУ (Минск, Республика Беларусь)

Ведущая идея: «Будущее обязательно принесет счастье каждому, кто в него верит, кто идет к нему своим непростым путем, спотыкается, иногда даже падает, но все равно сохраняет веру в добро и желание нести это добро людям!»  Олег Рой

"Мы отличаемся от всего тем, что можем нашим сознанием наблюдать за ходом времени. Мы единственные наблюдатели, которые могут осознать величие Времени." Ш.А. Амонашвили


6. Лаборатория «Семья – колыбель Будущего»

Руководители: К.Ш.Мансурова, кандидат химических наук, руководитель Международного движения «Родительская забота», Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия); И.В.Алексеенко, педагог дополнительного образования основной школы имени Максима Горького, председатель Литовского отделения Международного общественного движения «Родительская забота», Рыцарь гуманной педагогики (Клайпеда, Литва).

МодераторА.Н.Касперович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физического воспитания БГПУ (Минск, Республика Беларусь)

Ведущая идея: «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее».В.А. Сухомлинский

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».  Луций Сенека

7. Лаборатория «Память – врата в Будущее»

Руководители: М.Н.Абрамова, социальный педагог ГБОУ Школа №1212, Почётный работник общего образования РФ, ученый секретарь МЦГП, Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия); М.А.Баранюк, руководитель Эстонского центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики, обладатель почетной медали «За вклад в развитие образования» (Таллинн, Эстония)

МодераторА.В.Касович, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета БГПУ (Минск, Республика Беларусь)

Ведущая идея: «Самые простые вопросы — самые сложные на самом деле. Где ты родился? Где твой дом? Что ты делаешь? Куда ты идёшь? Думай об этом изредка, и понаблюдай за тем, как твои ответы будут изменяться». Ричард Бах

По мере принятия нами Будущего Время привносит в нас

Обновленный образ жизни. Мы меняемся – Совершенствуемся,

Открываем знания иного порядка, Сознание наше расширяется,

Мысли возвышаются, Вселяется в нас мудрая радость,

Вера наша становится пламенной.

Ш.А. Амонашвили

Состоялась работа в Мастер-классах:


1. Мастер-класс

«Из чудесных древних камней сложим ступени грядущего»

Д.А.Дмитриев, руководитель Образовательного учреждения гуманной педагогики «Художественной студии «Пилигримы» (Минусинск, Красноярский край)

Ведущая идея: Гончарный круг несёт в себе особую философию, помогающую лучше понять принципы Гуманной Педагогики. Вращение гончарного круга, дающее рождение кувшину, подобно спиральному вращению Космоса, созидающего галактики. А рождение кувшина, подобно рождению Человека...

Раскрытие своего Смысла жизни даёт Счастье и Радость, а отсутствие центровки превращает глину, не в прекрасный кувшин, а просто в грязь... Воплощение Гуманной Педагогики в своей практике начинается с малого и несовершенного. Горшочек начинает получаться с сотого раза, а прекрасный кувшин с тысячного...


2. Мастер-класс

«Дорога в будущее, проложенная земными и Небесными путями Григория Сковороды»

А-М.И.Богосвятская, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарного образования Львовского института последипломного педагогического образования, член-корреспондент Ноосферной академии науки и образования (Львов, Украина)

Ведущая идея: Дорога формирует сознание, мышление, воспитывает внутренний мир, зовёт в будущее. Важным становится не столько видимая картина, сколько опыт сердца.

3. Мастер-класс

«Семья – мастерская Жизни и врата в Будущее»

О.А.Андарало, председатель Белорусского отделения Международного общественного   движения   «Родительская   забота»,   кавалер   золотого     значка «Служитель Сердца и РоЗы», Рыцарь гуманной педагогики (Могилев, Республика Беларусь); В.Г.Сенько, кандидат педагогических наук, доцент, педагог дополнительного образования Центра творчества детей и молодежи Минского района, (Минск, Республика Беларусь)

Ведущая идея: «Будем почаще думать о том великом, светлом будущем, которое глядит на нас из веселых, искрящихся глаз ребенка, которое сквозит в его невинной улыбке, и тогда мы не можем не почувствовать желания освободить ребенка из-под нашего гнета, открыть для его молодой души свободный путь в страну Света, Солнца и Свободы, по которой стосковалось современное человечество». К.Н. Венцель

4. Мастер-класс

«Семейное чтение. «Звезды падают в руки тех, кто в них верит»

О.Н.Высоцкий, художник; С.В.Высоцкая, учитель русского языка и литературы Таллинской 53 средней школы (Таллинн, Эстония)

Ведущая идея: «Мы – учителя, и наша задача – строить будущее. Это будущее мы строим сегодня, на этом уроке, на этой встрече с детьми. Но всякая наша  встреча это закладывание неких важнейших истоков для отдалённого и ближайшего будущего».  Ш.А. Амонашвили


5. Мастер-класс

«Верить в безграничность ребенка»

Т.А.Федоренко, старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики Института Инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка (Минск, Беларусь)

Ведущая идея: «Каким бы ребенок не был, каким бы он вам сейчас не казался, верьте, что он безграничен в своих возможностях … единственная модель безграничности и неисчисляемости – это ребенок. Найдите способы, ищите их, способы, которые будут эту безграничность беречь и развивать в ребенке. Урок – это когда ребенок набирает Света» Ш.А. Амонашвили


6. Мастер-класс

«Две системы воспитания», или «Как наше слово отзовётся»

А.А.Бабаянц, директор Высшей школы практической психологии, психолог- консультант в сфере личностного развития и детско-родительских отношений, Рыцарь гуманной педагогики (Краснодар, Россия)

Ведущая идея: «Уважайте нынешнюю минуту и сегодняшний день ребёнка! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?» Януш Корчак


7. Мастер-класс

«Басти-Бубу – крылья для будущего»

Т.М.Схвитаридзе, главный продюсер и вдохновитель детской художественной студии Басти-Бубу, Рыцарь гуманной педагогики (Тбилиси, Грузия)

Ведущая идея: « Как найти окрыляющую идею, собрать единомышленников и нарисовать будущее »

«Возвыситься до такой степени, чтобы принять каждого ребенка…»В.В.Хитрюк, доктор педагогических наук, доцент, директор Института инклюзивного образования БГПУ

«Зов в будущее преобразит жизнь»И.А.Киршин, Рыцарь гуманной педагогики (Калининград, Россия)

«Культурное наследие – мост в Будущее»Е.М.Князева, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института языкознания РАН (Москва, Россия)


Первый день завершился концертом, подготовленным студентами БГПУ – «Мы есть будущее».

Второй день форума открылся фейерверком педагогических идей.

«С молитвой на устах грядущему навстречу» – Л.А.Липовская, учитель русского языка и литературы Паэской гимназии (Таллинн, Эстония).

Ведущая идея: "… Я спросил: Зачем нам творить Добро? Ответило сердце: Чтобы каждый смог протоптать свою тропинку к Будущему!" Ш.А.Амонашвили


«На острове» – И.К.Погребняка, Рыцарь гуманной педагогики (Рига, Латвия)

Ведущая идея«У Человека всегда есть возможность выбора».

«На крыльях мечты» – Т.С.Мурнина, педагог дошкольного образования, Учитель гуманной педагогики (Клайпеда, Литва)

Ведущая идея: «Каждый из нас влияет на будущее и меняет его для себя и для других». Ш.А. Амонашвили

«Навечно вызванный к доске...» – Х.З.Султанова, начальник отдела национальной образовательной политики и регионального сотрудничества Министерства образования и науки Чеченской Республики, Заслуженный учитель Чеченской Республики, Почетный работник общего образования РФ, Рыцарь гуманной педагогики; З.И.Умарова, учитель русского языка и литературы МБОУ«СОШ №2 с.п. Центорой Курчалоевского муниципального района», Учитель гуманной педагогики; Л.Ш.Мачигова, учитель русского языка и литературы МБОУ«Гимназия №5 г. Урус-Мартан», Учитель гуманной педагогики; З.В.Тепсуркаева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №60», Учитель гуманной педагогики (Чеченская Республика).

Ведущая идея: «Пусть всем нашим детям достанутся лучшие педагоги – бескорыстные, страстно верящие в добро, со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли... Такие, каким должно быть человеку, НАВЕЧНО ВЫЗВАННОМУ К ДОСКЕ отвечать перед детьми, отвечать за детей». С.Л. Соловейчик

«Высший потенциал «Я» учителя – генеральный код крылатого будущего детей»  – С.А.Сироижко, Рыцарь гуманной педагогики (Донецк, Украина)

Ведущая идея: «Мы обязаны быть верными себе, тогда мы можем содействовать позитивному росту других. Воды большой реки не иссякнут, если ручей, питающий её, будет верен своей природе». А. Менегетти


«Здравие – основа Будущего в сегодняшнем дне» – О.А.Тихонова, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», Кавалер золотого знака «Служитель сердца и РоЗы» (Набережные Челны, Россия)

Ведущая идея: «Без здоровых душевно и телесно людей нет надежд на лучшее будущее». П.Флоренский


Состоялся мастер-класс «Размышления о Будущем » - Ш.А. Амонашвили

В разделе " Персона в гуманной педагогике"  прошел ряд интересных выступлений:

«Путь к Учителю» - Валентина Александровна Войциша, учитель социальных знаний и русского языка Школы «Лауренчи», Магистр филологии, Рыцарь гуманной педагогики (Сигулда, Латвия)


«Семисвечник моей гуманной педагогики, или Лента Мёбиуса крылатости учителя» - Светлана Андреевна Сироижко, учитель русского языка и литературы Донецкого лицея «Коллеж», Отличник образования Украины, Рыцарь гуманной педагогики (Донецк, Украина)

«Автопортрет в жанре педагогических историй: от реальности к мечте»  - Татьяна Леонидовна Павлова, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, зав. научно-исследовательской лабораторией «Психология детской одаренности», Рыцарь гуманной педагогики (Новосибирск, Россия)

«На просторах смысла…» - Вера Георгиевна Акимова, методист ГБОУ Школа № 285 имени В.А.Молодцова, лауреат премии Мэрии Москвы, обладатель почетной медали «За вклад в развитие образования», Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия)

«Мотивы познания Будущего» – П.Ш.Амонашвили, президент МЦГП, Рыцарь гуманной педагогики

«Классики педагогики о будущем» – Т.Л.Павлова, Рыцарь гуманной педагогики (Новосибирск, Россия)

«Люди будущего уже среди нас» - Е.Н.Черноземова, Рыцарь гуманной педагогики  (Москва, Россия)


Завершился  день показом спектакля «Вино из одуванчиков» (сценические вариации на тему повести Рэя Брэдбери) студенческого театра Балтийского федерального университета имени И. Канта «Третий Этаж» (Калининград, Россия).

В восресенье, 26 марта, на общей встрече участников прошли выступления:

«История образования будущего» – М.В.Богуславский, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия)

«Послание Детства «Когда вы нас любите...» – Е.С.Евдокимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики, заведующая лабораторией проблем образования родителей ГОУ  ВПО  «Волгоградский государственный педагогический университет», Рыцарь гуманной Педагогики (Волгоград, Россия)

«Сотворчество  –  возможности  сценарирования  будущего»  С.Ю.Степанов, доктор психологических наук, профессор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, заслуженный работник образования Республики Карелия, академик Национальной академии социальных технологий, Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия)


Состоялась церемония награждения.


Для гостей мероприятия преподаватели исторического факультета БГПУ подготовили увлекательную программу: посещение исторических и культурных мест Беларуси.


Задал я сердцу своему Вопросы о Небесном, И получил ответы

О Будущем.

Я спросил:

Зачем в жизни людей Существует Любовь? Сердце сказало: Потому что

Будущее

Вырастает в утробе Любви!

Я спросил: Зачем людям Радость?

Сердце сказало:

Чтобы было легко заметить Знаки Будущего!

Я спросил:

Зачем нам творить Добро?

Ответило сердце: Чтобы

Каждый смог протоптать свою тропинку

К Будущему!

Я спросил: Зачем нам Вера?

Ответило сердце: Чтобы воочию увидеть Высший блеск Будущего!

Я спросил:

Зачем нам Надежда? Сказало Сердце: Чтобы огонь Будущего Испепелил

Земные соблазны!

Я спросил:

Зачем нам Молитва? Сердце сказало: Чтобы расчистить себе Путь к Будущему!

Я спросил:

Что есть Человек? Ответило сердце:

Суть и смысл Будущего!

Ш.А. Амонашвили


С другими публикациями о прошедших Чтениях можно ознакомиться по ссылкам:

http://bspu.by/news/universitet/v-bgpu-proshli-shestnadcatye-mezhdunarodnye-pedagogicheskie-chteniya

http://bspu.by/news/universitet/verit-v-bezgranichnost-rebenka-master-klass-starshego-prepodavatelya-instituta-inklyuzivnogo-obrazovaniya

http://www.gumannajapedagogika.com

http://gornostay.com/?p=24319